Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.
материал (логопедия) по теме

Мальм Марина Викторовна

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.                      Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 535 , Санкт-Петербург.

Методическое объединение  учителей-логопедов .

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих  логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.

Доклад учителя-логопеда   Мальм Марины Викторовны

     

                                               2010-2011 уч.год.




Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая  вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

 Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.                                                                      Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности школьников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Практический опыт работы  позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие  с родителями - одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:

-оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;

-создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

-помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;

-выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком ;

-сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания и коррекции речи;

-помочь родителям понять, как важно правильно помогать  логопеду ;

-разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети имеют диагноз ДИЗАРТРИЯ. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех коррекции речи во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедическом классе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

 

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности ребёнка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

 

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (психолог, учитель и др.) основные задачи в работе с родителями: 

- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого ученика с нарушениями речи;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

 

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется учителем-логопедом, прежде всего в беседах и на консультациях.

Эффективны и другие формы работы, которые проводятся учителем-логопедом :

  1.   организация стендов где помещаются сведения о результатах каждого ребенка, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей, по речевым отклонениям, встречающихся у детей, причинах и способах устранения,
  2.   еженедельные задания, содержащие словарный и грамматический материал,

        проведение родительских собраний.

  1. Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем под водятся итоги обучения за год, даются рекомендации (отдельным детям) по закрепле нию пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решением комис сии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе. Решения комиссии подробно обосновываются.
  2.   посещение открытых логопедических занятий родителями проводятся в течение всего учебного года. На этих занятиях родители знакомятся с основными приемами обучения, подбором материала, а также с тре бованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

  1. тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

  1.  домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания).
  2. домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка)
  3. проведение тематических встреч в семейной гостиной. На этих встречах родители совместно с детьми разучивают артикуляционную, дыхательную гимнастики. Учатся приемам массажа, знакомятся с нетрадиционными приемами коррекционной работы.
  4.  проводятся  логопедические утренники и праздники. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

В реализации плана  «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими логопедическое заключение дизартрия» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.                  

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся

В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей

Воспитание - это дело каждой семьи и всех взрослых....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...