Функции речевой деятельности.
статья по логопедии по теме

В данном материале раскрываются предпосылки гармоничного речевого развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkcii_rechevoy_deyatelnosti.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Функции речевой деятельности.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития  у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения.

Л.С. Выготский  отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Деятельность ребенка раннего возраста  осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста – ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь – формируются и развиваются в разных видах деятельности. Это общение со взрослыми и сверстниками;  предметная; игровая деятельность; конструирование; лепка; рисование; аппликация; элементы труда и учения; слушание рассказов и сказок; музыки, пения; выполнение ритмических упражнений и различного рода физических упражнений.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа. Довербальный  этап – ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в дальнейшем. Этап возникновения речи, этап развития речевого общения.

Важную роль играют функции речи. В основе всего вербального общения и развития ребенка лежит коммуникативная функция. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

Речь является и средством регуляции высших психических функции. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания. Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению способности подчинять свое действие речевой инструкции.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается.

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических и экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой и сенсорной неполноценности. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушается способность к приёму и переработке информации.

Таким образом, развитие речевых функций у детей с нарушениями речи, предполагает определенный уровень развития психических, познавательных процессов, обеспечивающих включение ребенка в систему социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс для учащихся 3х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках англ.яз."

Программа факультативных курсов для учащихся 3-х классов по английскому языку "Речевая деятельность на уроках английского языка" состоит из пояснительной записки, организации образовательного процесса...

Что такое виды речевой деятельности

Статья на тему:"Что такое виды речевой деятельности"...

Строение и функции речевого аппарата

Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."

Данный материал раскрывает  все этапы работы по развитию метапредметности....