Сказка как нестандартная форма проведения занятий
статья по логопедии (1 класс) по теме

 

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности.  Все это  позволяет  эффективно устранять имеющиеся  у  детей  нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_netradicionnaya_forma_provedeniya_zanyatiya.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

       В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогов становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

       Основной  задачей коррекционной  работы с учащимися 1 классов  является помощь в овладении навыками письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего  обучения.  В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка, который является необходимым условием  для изучения языковых явлений.  

      Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебного  дидактического материала и самих коррекционных упражнений. В последние годы  в логопедии вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционной работе с детьми.  Я использую тексты русских народных сказок, которые позволяют мне решать одновременно несколько коррекционных  задач: главную коррекционную задачу занятия и подготовка базы / по методу устного опережения/ для будущей работы над другими компонентами речевой системы: лексики, грамматического строя, связной речи. Таким образом , учитывается один из принципов коррекционно-развивающего обучения – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.  

       Сказка   является   уникальным средством достижения коррекционно – развивающих задач. Работа со сказкой включает речевое, эмоционально-

волевое развитие, приобщает к культурному наследию Родины, приучает к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира,

воспитывает интерес к нему. Сказка помогает мне формировать  коммуникативную культуру, раскрывать духовный мир и творческий потенциал ребенка. А сюжетно – тематическая организация занятия способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

       Особенностями построения такого  занятия  являются:

- Проведение специальной подготовительной работы( подготовка  к восприятию и предварительный разбор сюжета с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий)

- Языковой разбор текста.

- Включение лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие. 

- Использование вспомогательных методических приемов,  облегчающих детям овладение навыками связных  высказываний (опорные слова,  иллюстрированный материал  /серии сюжетных картинок/, составление вербальных алгоритмов и т.д.) 

- Включение  упражнений на коррекцию различных психических процессов.

       Все задания объединяю сюжетом сказки.  В каждое занятие   я включаю  задания по развитию   звуко-слогового  анализа и синтеза,  по формированию лексико – грамматических средств языка,  а  также  упражнения  на развитие мелкой и общей моторики, пространственных представлений, графо – моторных функций, логического мышления, внимания, памяти.  Динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия. По мере того, как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия: «звук», «слог», «слово», «буква», «предложение», закрепляют правильное  употребление  звуков в произнесении пословиц и поговорок. А  работа с загадками и пословицами дает почувствовать красоту и образность родного языка.

          Ребенку необходимо помочь осознать смысл сказки, выяснить чему она учит. На логопедических занятиях у  учеников  закрепляются навыки планирования пересказа текста, навыки грамматически правильного оформления высказывания, активизируется и обогащается словарный запас. Дети успешно используют приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок ( медведь – большой, мохнатый, косолапый, Колобок – круглый, румяный, веселый и т.д.).

        Сказка способствует  успешному формированию словообразования, создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Дети легко подбирают сравнения: «хитрая  как лиса», «неуклюжий как медведь» и т. д.

         Большинство сказок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.  Учащиеся  перевоплощаются в героев сказок,  учатся входить в воображаемую условную игровую ситуацию, включаться в коллективную игру – драматизацию, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики, интонации голоса. Таким образом,   развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатывается выразительность речи, навыки коммуникативной деятельности.

           В дальнейшем  дети   сами  придумывают сказки на заданные темы, учатся дополнять и изменять сюжеты уже знакомых сказок. Работа над сказкой влияет на эмоционально – волевую сферу детей, формирует мотивацию к процессу слушания и говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей, к процессу чтения и анализа  текста.

Задачи развития речи при этом я решаю в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка.

 Таким образом, коррекционная работа со сказкой  способствует:

- Развитию всех компонентов речевой системы.

- Формированию правильного звукопроизношения.

- Развитию познавательных процессов.

- Развитию творческих способностей детей.

- Воспитанию нравственно – эстетических чувств.

- Формированию  коммуникативной  культуры.

     Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности.  Все это  позволяет  мне эффективно устранять имеющиеся  у  детей  нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

            Список  использованной  и рекомендуемой литературы  

  1. Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества//Развитие самостоятельности и активности в дошкольном  возрасте .СПб., 1996
  2. Александрова О. разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание . 1998  №12
  3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.2005 .№1,5,8.
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки. СПб.,2002
  5. Ткаченко Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях  с дошкольниками //Практическая психология и логопедия. 2003.№3-4
  6.  Середа А.И., Дробахина И.К. Сказкотерапия – новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе//Практическая психология и логопедия.2003.№3-4
  7. Фесюкова Л.Б.Воспитание сказкой:  для  работы с детьми дошкольного возраста. Харьков, 1997.
  8. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок//Художественное творчество в детском саду. М., 1974.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы организации занятий

Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...

презентация " Нестандартные формы проведения уроков"

Данная презентация содержит нестандартные формы проведения уроков для активизации познавательной деятельнсти учащихся в словиях развивающего обучения. Это очень важный и нужный материал...

Нестандартные формы проведения родительского собрания

Сценарий итогового родительского собрания. Мастер-класс проводят обучающиеся......

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики

Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....

Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)

В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...

сообщение на тему: "Нестандартные формы проведения урока физической культуры"

Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры - один из путей улучшения школьной системы физической культуры. Сами же нестандартные формы урока позволяют не только развивать п...