Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики
статья на тему

Азизова Гульнар Рушановна

  Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Азизова Гульнар Рушановна,

педагог дополнительного образования

МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения

занятий музейной педагогики

Сущность занятий-дискуссий

    Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.

     Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

    Занятия-дискуссии  способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Занятия-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

     Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема  имела различные варианты решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;

  • была актуальной, острой, важной (для данной группы людей,  региона или страны в целом);
  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
  • имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

    Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.

5 правил подготовки к  дискуссии

  1. Представьте себя человеком, принимающим ответственное решение, поэтому взвешивайте каждое слово, старайтесь быть убедительным
  2. Определите основную проблему и подберите доказательства, факты для анализа.
  3. Имейте в виду, что все участники процесса имеют право на собственное мнение, поэтому уважайте чужое мнение и ищите альтернативу.
  4. Продумайте заранее ответы на возможные вопросы и варианты решения, которые могут стать основой для согласия участников дискуссии.
  5. Будьте готовы к тому, что выбор способов решения проблемы - дело сложное и не отчаивайтесь  в случае неудачи.

При проведении дискуссии не обязательно делить участников на группы. Возможно приглашение  лидеров, которые выразят свои точки зрения на проблему, выносимую на обсуждение, и зададут  тон дискуссии.

Ведущий может назначить  секретаря, который будет записывать  идеи, формулируемые в ходе дискуссии.

Ведущий должен:

  • заботиться о соблюдении этических правил дискуссии строго соблюдать правило "минут", используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;
  • выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
  • повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
  • стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина,  а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

       Ведущий объявляет тему дискуссии, регламент работы, представляет участников, экспертов, гостей, если таковые имеются, обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает "зрителей" принять покровительство в обсуждении.

     Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В  ходе дискуссии эксперты по  просьбе ведущего отвечают на дополнительные вопросы, делают заключения, дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.

    Завершив обсуждение всех  вопросов, ведущий может обратиться за комментарием к эксперту,  зачитать высказывания по  теме,  резюмировать высказанные суждения, затем он подводит общий итог и благодарит участников за плодотворную работу.

Правила ведения дискуссии

  • Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
  • Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
  • У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
  • Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
  • Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
  • Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
  • Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так.
  • Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
  • Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
  • Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
  • Каждый имеет право на молчание.

Сущность занятий-диспутов

    Этот тип занятий тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности публичных обсуждений.

     Диспут — это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой занятия-диспута.

    Главная ценность этого занятия состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие занятия позволяют решать и многие другие педагогические задачи.

    Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор обучающихся и этим помогают избежать формализма в знаниях.

    Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.

    В-третьих, приучают к диалогу, т. е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

    В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту ребенок повторяет пройденное и читает дополнительную литературу.

    В-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

    Занятия-диспуты только еще входят в практику школ. Темы для диспута должны быть проблемными, разрешение поставленных проблем иметь варианты.

    Занятия-диспуты лучше всего проводить как заключительные, повторительные, но можно вести и при изучении нового материала. Занятие-диспут можно провести в форме защиты выполненной исследовательской работы по образцу защиты диссертации с наличием рецензентов, «белых» и «чёрных» оппонентов, публичным обсуждением и голосованием в конце диспута.

Организаторам диспута надо знать его структуру. Этот вид публичного спора обычно состоит из следующих этапов:

  • Определяется тема диспута.
  • Идет подготовка к диспуту,  когда каждый участник знакомится с материалами (работает в библиотеке,  делает  выписки   из  специальной  литературы, посещает лекции специалистов и т. д.).
  • Один из участников диспута выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.

Другой участник диспута либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.

Первый участник диспута, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение.

Другие участники  подключаются к спору.

Руководитель диспута должен быть определен заранее. Заранее также оговаривается и порядок его ведения (регламент). Диспут должен проходить под руководством опытного, тактичного, но твердого человека, который умеет управлять аудиторией.

Регламент диспута  может строиться следующим образом.

  • Главное выступление на заданную тему (тезис и аргументация) — 5—7 минут.
  • Выступления участников — 2—3 минуты.
  • Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у руководителя  и участников,— до 1 минуты.
  • Заключительное выступление (подведение итогов) — 2—3 минуты.

Руководитель диспута  должен жестко следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, останавливать тех, кто не укладывается в отведенное время, пресекать некорректные высказывания участников по отношению друг к другу, предоставлять слово ранее выступавшему только после того, как выступили все остальные участники диспута (исключение делается только в случае крайней необходимости),

  Требования, предъявляемые к стратегии диспута, довольно просты, но выполнять их нередко оказывается затруднительным. Их всего три:

 - тема диспута  должна быть сформулирована четко и понятно.

 - тема диспута  не должна истолковываться двусмысленно.

 - тема диспута должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.

Успех в споре в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса. К аргументам тоже предъявляются определенные требования. Мы уже знаем о роли логики в публичных выступлениях, о том, что аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами, если сами аргументы истинны.

Аргументы, должны быть истинными высказываниями.

Истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса. Нарушение этого требования называется «порочным кругом в доказательстве». Истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов выводится из тезиса.

Аргументы в совокупности должны обеспечивать обязательность тезиса.

Требование к достаточности аргументов показывает, что дело не в количестве аргументов, а в характере и их связи с выдвинутым тезисом. Зная основные принципы ведения диспутов, дискуссий, полемики и ежедневного диалога, дети учатся отстаивать свою точку зрения и чувствовать себя более уверенно в различных житейских ситуациях.

Дебаты как форма проведения занятия

Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе которой лежит обсуждение актуальных вопросов социального, литературного, философского  характера. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна всем заранее. Осуществляются дебаты обычно под руководством ведущего. Ведущий вызывает у участников дебатов желание выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать.       Ведущий поддерживает контакт с участниками дебатов, обращает их внимание на соблюдение основных правил для спорящих. Особенно важно подчеркнуть, что именно ведущий направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме.

Для дебатов как формы организации публичного спора характерны следующие признаки:

 а) наличие противоположных точек зрения;

б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение

в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым предстоит сделать свой выбор, встать на чью-то сторону  по окончании дебатов

  • Начало дебатов

Ведущий раскрывает актуальность проблемы, заинтересовывает участников обсуждения; представляет участников дебатов, создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы; информирует о регламенте.

Вступительное слово ведущего всегда должно быть информативно насыщенным и при этом эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства и т.д.

Речевые клише  ведущего дебатов

НАМ ПРЕДСТОИТ…

Я ХОЧУ…

МНЕ ХОЧЕТСЯ…

Я ХОТЕЛ БЫ…

Я ПРЕДЛАГАЮ…          

ПОГОВОРИМ…

ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЯМИ О …

ОБСУДИМ…

Употребляя данные речевые стереотипы, ведущий подчеркивает важность процесса обсуждения, поиска решения, обмена мнениями относительно тех актуальных проблем, которые являются темой дебатов, а не принятие какого-либо решения, утверждения какого-либо единственно правильного мнения, точки зрения.

  • Основная часть

Участники дебатов высказывают разные точки зрения; бмениваются мнениями, суждениями, касаются разных аспектов проблемы; дают оценку тому или иному факту, событию, явлению; предлагают возможные пути решения проблемы и т.д.

Ведущий следит за соблюдением регламента; не дает участникам дебатов отклониться от темы; задает вопросы, касающиеся темы дебатов; осуществляет речевой переход от одного участника к другому, тематически связывает одно выступление с другим и т.д.

Эксперты и наблюдатели следят за ходом дебатов; задают вопросы участникам; в заключение высказывают своё мнение о дебатах, дают оценку выступлениям участников

Следующий признак, характеризующий жанр дебатов, – регламентированность. Применительно к дебатам это прежде всего регулирование количества времени, отводимого для выступления, что служит залогом речевого равноправия между участниками. За соблюдением регламента следит ведущий. Он должен уметь ориентироваться в обстановке: четко и быстро реагировать на речевые события, направлять спор в нужное русло, корректно прерывать говорящего в случае необходимости. Иногда остановить обсуждение просто необходимо.

Ведущий может это сделать так: «К сожалению, вынужден прервать Вас и предоставить слово …» Такой речевой ход позволяет соблюсти регламент, а также разрядить обстановку.

Стимулирование дискуссии

Продолжайте... / Прошу вас... / Я вас слушаю... / А что вы можете сказать об этом (по этому поводу, на эту тему)? / Есть ли (еще) желающие высказаться (выступить)? / Посмотрим на этот вопрос с другой стороны... //

Коррекция обсуждения

   Извините, я перебью вас... / Извините, но здесь я хочу (хотел бы) заметить, что... / Простите, что перебиваю, но... / Я вынужден вас остановить (перебить, прервать)... / Извините, что не даю договорить, но... / Не отвлекайтесь... / Вы ушли от темы... / Вы не о том... / Вернемся к нашей теме... / Ближе к делу... / Я все-таки хотел бы вернуться к разговору о... (к вопросу, к проблеме)... //

  • Заключительная часть

   Ведущий подводит итоги дебатов: сообщает о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов; благодарит за участие, предоставляет слово экспертам или независимым наблюдателям, которые должны были определить собственную позицию на основе услышанных мнений.

      Таким образом... / Итак... / Значит... / Одним словом... / Следовательно... / Можно сделать вывод... / Мы приходим (пришли) к выводу... / Поставим (расставим) все точки над и... / Попробуем обобщить то, что было сказано... / Суммируем то, что здесь сказали... / Подведем итоги (черту)... //

      «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать ее с началом... Конец – разрешение всей речи...» (Кони А.Ф.)

От умения ведущего связать начало и концовку зависит восприятие дебатов как целостного, единого речевого жанра. Общее впечатление от дебатов, суждение относительного того, получились ли именно дебаты, зависит от умения ведущего подводить итоги, анализировать выступления участников.

Главной целью  дебатов, базовой технологии Открытого образования, является обучение культуре ведения публичной дискуссии.

«Дебаты» помогают их участникам:

- интеллектуально участвовать в жизни общества;

- выступать в качестве лидеров;

- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

- синтезировать знания;

- слаженно работать в коллективе;

- уметь писать эффектные и эффективные речи и приобретать навыки презентации;

- быть критичным слушателем;

- принимать хорошо продуманные решения;

- развивать смелость и уверенность в себе.

 Применяемые технологии используются как в учебной, так и внеучебной деятельности, отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...

Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учит...

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Формы и методы музейной педагогики в начальной школе

В статье раскрываются формы и методы   сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...

Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)

Республиканский открытый  конкурс  «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....