Главные вкладки

    Речевые и дидактические игры на уроках в школе для детей с ТНР.
    методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

     

    Речевые и  дидактические игры  на уроках  

    в школе для детей с ТНР.

    1. Введение

    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

    В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

    1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:

    • возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

    2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

    • ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

    3. Развивается произвольность поведения:

    • разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

    4. Развиваются умственные действия:

    • формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

       Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.

    2. Воспитательный потенциал дидактической игры.

       Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.  Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

       В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, — вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.

      Нетрудно заметить, сколь важны эти качества—организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. — для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем.

     

    Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку и урокам развития речи. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

    Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

    На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

    Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

    3. Игры.

    I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

    Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

    Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

    На 9 карточках записаны девять слов:

    1-й набор:рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

    2-й набор:подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

    Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

    I

    рыбка

    вьюга

    чулок

    II

    подъезд

    склад

    ворона

    дубки

    варенье

    чучело

    съемка

    град

    ворота

    гриб

    ручьи

    чум

    подъем

    клад

    воробей

     

     

    II . Игра « Почтальон»

    Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

    Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

    Дети определяют, куда их пригласили.

    огород

    парк

    море

    школа

    столовая

    зоопарк

    гря-ки

    доро-ки

    пло-цы

    кни-ки

    хле-цы

    кле-ка

    кали-ка

    бере-ки

    фла-ки

    обло-ки

    пиро-ки

    марты-ка

    реди-ка

    ду-ки

    ло-ки

    тетра-ка

    сли-ки

    тра-ка

    морко-ка

    ли-ки

    остро-ки

    промока-ка

    голу-цы

    реше-ка

     

    Задания:

    1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
    2. Составить предложения, используя данные слова.

    III . Игра « Шифровальщики»

    Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

    Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

    Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

    жыил

    ански

    кьоинк

     

    лыжи

    санки

    коньки

     

    Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

    Например:

    1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
    2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
    3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

    IV. Игра « Клички»

    Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

    Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

    ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

    Составить предложения.

    ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

    Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

    1. Найди «лишнее слово»

    Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

    МАК

    РОМАШКА

    РОЗА

    ЛУК

    КОШКА

    СОБАКА

    ВОРОБЕЙ

    КОРОВА

    БЕРЕЗА

    ДУБ

    МАЛИНА

    ОСИНА

    КОРОВА

    ЛИСА

    ВОЛК

    МЕДВЕДЬ

     

    Задания:Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

    2. Детям очень нравятся такие задания, как:

    • Заменить словосочетания одним словом:
      • - промежуток времени в 60 минут,
      • - военнослужащий, стоящий на посту,
      • - ребенок, любящий сладкое,
      • - очень смешной фильм.
    • Закончи предложения:

    У Ромы и Жоры есть ………….
    Однажды они пошли ………….
    Вдруг из кустов……………..
    Потом ребята долго вспоминали как……..

    • Составь рассказ по опорным словам:
      • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

    Дидактические игры при обучении грамоте.

    Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

    1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").
    2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
      Ра на
      По ра
      Ко ра
    3. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
    4. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
    5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

    Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

    1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
    2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
    3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
    4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

    Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

    Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
    а - а - а - о - о - о - о - а
    рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

    Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

    Игра "Кто быстрее, кто больше ?".

    Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

    Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".

    Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

    Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

    1. Труд, работа;
    2. День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
    3. Лисичка гриб, лисичка животное.

    Игра "Сложи словечко".

    Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

    Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

    Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".

    "Звуковые" игры

    ("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

    Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

    Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом уроке развития речи дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

    Очень любят школьники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

    Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычно.

     

    Речевые минутки на уроках.

    Урок в современной начальной школе для детей с нарушениями в речи должен быть направлен на автоматизацию, закрепление звукопроизношения и т. д. Как в каждый урок включить различные виды игр и упражнений, да не забыть про реализацию ЗУНов, особенно коррекционных задач?  Впредлагаю  Проводить речевые минутки можно на каждом уроке, будь то математика, русский язык, развитие речи иль технология. Время проведения: 5-7 минут. Желательно речевые минутки совмещать с темой урока, ну а если не получается, то результат все равно будет. И конечно, речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Можно устно проводить или включить в презентацию.

     

    1.  «Назови лишнее слово».

     

    Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. (нора, пора)

     

    Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос (колос, волос)

     

    Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.(роса, коза)

     

    3. Шутки минутки (исправь ошибки)

     

    Хвост с узорами,
    сапоги со шторами.

    Тили-бом! Тили-бом!
    Загорелся кошкин том.

    За окошком зимний сад,
    Там листочки в бочках спят.

    Мальчишек радостный народ
    Коньками звучно режет мёд.

    Кот плывет по океану,
    Кит из блюдца ест сметану.

    Куклу выронив из рук,
    Маша мчится к маме:
    Там ползёт зелёный лук
    С длинными усами.

    Божья коробка, полети на небо,
    Принеси мне хлеба

     

     


     

    4. Внимательно  четко проговаривая каждый звук прочитай  пары слов вполголоса, которые будут показаны на слайдах . Постарайся их запомнить

    Замерло – замёрзло

    Рассказать – расставить

    Поздравить –поздороваться

     

     

    Придумай предложение
    с одним из слов

     

    5. Продолжи по образцу:

    Ужи- уж

    Чижи- чиж

    Ножи-

    Шар-

    6.Ребус

    3214

    Соль

     

     

    7. Замени первый глухой согласный звонким. Запиши новые слова.

    8. К слогам Левого столбика прибавь слоги правого столбика, чтобы получились названия учебных вещей

    Шар, кость, шить, точка, почка, пить.

     

    imageКни                радь

    Тет                 га

    Бук                 ка

    Руч                варь

     

     

     

     

     

    1. 9. В слове ДОМ замени Выделенную букву другими буквами, чтобы получились новые слова. Напиши эти слова.

     

    Вывод:

      Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

     Игра способствует развитию у школьников психических функций: речи, как письменно, через составление предложений, вырабатывается умение выражать свои мысли логично, устной через высказывание своих мыслей, приведение доказательств и т.д.  Игра помогает развитию мышления учащихся, творческого воображения, памяти. Дидактическая игра, проведенная на этом уроке, способствует не только развитию психических процессов, но и нравственных качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению других людей, уважению собственного мнения, развиваются умение работать в группе, это очень важно, так как младшие школьники еще не умеют работать в коллективе. Игра значительно повышает интерес учащихся к урокам русского языка, благодаря тому, что ребята оказываются в различных ситуациях, они сами ищут из них выход, у них появляется возможность проявить свои способности, высказать свое мнение.

       В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература.

     

    • Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: ИД Литература, 2005 год.
    • Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
    • Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.
    • Дубова Т.А. Дидактическая игра .Иду в гости на уроках русского языка. Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.
    • Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
    • Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
    • Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.
    • Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа.  № 1, 1999г.
    • Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.
    • Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. Журнал.  Начальная школа. №5, 1997г.
    • Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, Просвещение Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 1996г.
    • Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в Iклассе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г.
    •  Сабаткоев Р.Б.Теория и практика обучения русскому языку, Москва, Академия, 1997г.
    • Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г.
    • Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 год.
    • Шмаков С.А. Игры шутки, игры минутки. Москва, Новая школа 1994г

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе

    Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...

    Речевая готовность ребенка к школе

    Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

    Развитие понимания речевой информации учащимися коррекционной школы на логопедических занятиях

    На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями  и с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, про...

    Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

    Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...

    Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.

    Одной из причин трудностей в обучении детей может являться низкий уровень развития речи. Анализ и диагностика развития речи....

    Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

    Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...