Урок развития речи «Солдат России."
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

 

Урок развития речи «Солдат России.

Устные  ответы на вопросы, работа с пословицами»

3 класс

.

  1. Продолжать знакомить детей с праздником защитников Отечества.
  2. Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; познакомить с солдатами в разные времена,  рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления.
  3. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
  4. Учить подбирать синонимы , внимательно слушать чтение произведения и устно отвечать на вопросы, развивать речь детей с ТНР, продолжать работу с пословицами русского народа
  5. Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

Материал к занятию:

Зеркала, словари:  Даль, синонимов, Ожегов, иллюстрации с изображением солдата, Москвы, гусара, рыцарей, казаков, современного солдата, красноармейца,  богатыря, одежды солдата, репродукция картины Васнецова «Три богатыря», фонограмма «Марш», рассказ “Бронзовый солдат” Н.И. Подлесовой,

Предварительная работа:

Чтение произведений о ВОВ; заучивание стихов; рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины; экскурсии на Бульвар Героев; беседы о Родине; рассматривание иллюстрации памятника Неизвестному солдату.

Заранее раздается информация ученикам про гусаров, богатырей, казаков, рыцарей, красноармейцев. Если ученики сильные дополнительно сами ищут информацию в литературе и словарях.

Ход урока

  1. Орг Момент

 

1).Артикуляционная гимнастика.

- Статические упражнения для языка: “чашечка”, “иголочка”(чередование)

- Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов).

imageimage016.jpg

«Чашечка»

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 

imageimage

«Иголочка»язык узкий, напряженный, вытянут вперед

 

2)Релаксация и дыхательная гимнастика.

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы-ы-ы”.

- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “и-и-и”.

(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

  1. Повторение и закрепление

 

-Какое сейчас время года?

-Какие зимние месяцы вы знаете?

-Назовите время года, которое следует за зимой?

-Назовите весенние месяцы?

-Какой сейчас  месяц ?

-Назовите февральские праздники

Объявление темы урока

 

Работа со стихотворением

С. Я. Маршак «Февраль»

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье!

О  каком празднике это стихотворение?

Что это за праздник? Кого надо поздравлять?

Как вы понимаете слов позёмка?

Работа со словарем

Позёмок(позёмка) — ветровой перенос снега на высоте нескольких десятков сантиметров над снежным покровом; горизонтальная дальность видимости при этом не ухудшается.

Один из видов метели. Может образовывать снежные заструги в ветровой тени предметов

Дополнительная информация о месяце февраль

Февраль

В Древнем Риме этот месяц заканчивал год, и римляне устраивали в конце месяца большой праздник и приносили жертвы покровителю стад – богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название – лютый (так как в это время стоят лютые морозы, выпадает много снега).

 

3.  Словарная работа

 

imageСолдат на фронте № 3 - Солдаты вермахта на восточном фронте 1943-44imageimage

-Посмотрите на рисунки. Какие словарные слова мы будем писать? (солдат и Москва)

-Запишите их, проговаривая.

Работа со словом  Москва

-Что вы знаете о Москве?

-Почему город Москва – это город герой?

 

Работа со словом солдат

-Какую одежду носят солдаты?

-Посмотрите на иллюстрацию

imageuniform-15-4.jpg (10730 bytes)

-Какими чертами характера должен обладать солдат?

-Подберите синонимы слову «смелый». Запишите их.

Работа со словарем синонимов (Синонимы слова смелый - отважный, неустрашимый, развязный, самонадеянный, самоуверенный, решительный, предприимчивый, мужественный, энергичный; смельчак, безбоязненный, дерзкий, храбрый и бравый.)

Игра «Найди лишнее»

  • Каска, фуражка, пилотка, будёновка, богатырь.
  • Сабля, пулемёт, автомат, гусар.

-Какое слово лишнее ? Почему?

-Кто такие богатырь и гусар?

imageimageimageimage

 Кто написал  эту картину?

Виктор Васнецов        

Богатыри и витязи— художественные образы героев, защищавших земли киевской руси народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными сказителями (в былинах, сказаниях, песнях).

Богаты́рь:

 

Подготовленный ученик

Гусары

Гуса́ры(от венг. Husz— 20 и аr — жалованье) — легковооружённые всадники XV—XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги. Все гусары брили бороды и носили усы. В XV—XVII веках носили лёгкие доспехи, включая и неполные латы

 

А какие были солдаты в разные времена? Давайте посмотрим иллюстрации

Подготовленный ученик

Рыцари

imageimage

Ры́царь(от нем. Ritter, первоначально — всадник) — средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов

Подготовленный ученик

Каза́к

imageimage

 (каза́ки, раньше и «коза́ки». Название по одной из версий происходит из тюркского языка и означает «вольный человек», родственно казахи) — восточнославянские субэтносы, появившиеся в XIV веке на русско-ногайском (река Дон) и литовско-крымском пограничье (Днепр).

Подготовленный ученик

Красноарме́ец

imageimage

воинское звание и должность военнослужащего рядового состава ВС СССР (РККА) с февраля 1918 г., солдат; как персональное воинское звание введено в 1935 г. В ВМФ в 1918—1946 гг. званию красноармейца соответствовало звание краснофлотец. В 1946 г. звание заменено званием рядовой

 

Современный солдат

imageСолдат с автоматом

4. Физминутка

(фонограмма «Марш»)

Отдай честь!
Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: "Во!" затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки

 

5. Работа с текстом

 Учитель предлагает послушать рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”.

“Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.

- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат?

- Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….

- Расскажи, - попросил Андрейка.

И вот, что рассказал папа.

Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.

Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.

Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался .и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.

Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.

Потом припал к земле и поцеловал ее:

-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.

Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.

Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:

- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.

А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.

- Что это у тебя? – спросили товарищи.

И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.

И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.

Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.

И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.

И прогнали они врага.

Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.

Стали допрашивать его враги:

- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?

Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.

Решили убить солдата враги.

Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.

Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.

Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.

Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.

Папа замолчал.

- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?

- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.

Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:

- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”

Вопросы после прочтения произведения

 (устные ответы детей на вопросы)

  • Кто главный герой этого рассказа?
  • Почему Человек не смог усидеть дома?
  • Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?
  • Какими словами можно сказать о характере героя?
  • Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.
  • Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?

Работа с пословицами

  • Всякому мила родная сторона.
  • Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
  • Русскую заповедь знай – в бою не зевай.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Кто Родине верен, тот в бою примерен.
  • Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
  •  

Объясни смысл пословиц

Запиши пословицу, которая подходит к тексту.

 

Итог

Анаграммы

Четырехколесный зверь
В гараже у нас теперь.
От колес клубится пыль -
Едет наш ...
(ьлибомотва)

Что за шелковая лента
Под воротничком надета?
Говорит всем папа «здравствуй»,
Чуть поправив модный ...
(кутслаг)

Папин номер наберем,
Трубку к уху поднесем.
С папой свяжет быстро он –
Наш мобильный ...
(нофелет)

Послушайте стихотворение

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли –
Нам нужен мир навеки! Навсегда

Как вы понимаете данное стихотворение?

 

Домашнее задание

Придумать поздравление отцам, дедам, солдатам от ученика. Написать его,  принести.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе. УМК "Школа России". Изложение "Этажи в лесу."

Презентация поможет учителю поэтапно выстроить работу над текстом. Презентация содержит познавательный материал, который способствует расширению кругозора и воспитанию любви к природе....

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...