Предупреждение развития дисграфии у учащихся 1 классов. Календарное планирование.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) по теме

Горемыкина Ирина Николаевна

Предупреждение развития нарушений письменной речи у учащихся 1 классов общеобразовательной школы актуально во все времена. Точная диагностика и своевременная помощь - вот слагаемые успеха коррекционной работы учителя-логопеда. Составляя календарный план коррекционоой работы, каждый логопед исходит из собственных реальных представлений о группе детей, с которыми ему предстоит заниматься, но всегда важно иметь перед глазами чей-то пример. Предлагаю вашему вниманию примерное календарное планирование занятий по предупреждению дисграфии у учащихся 1 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_profilaktika_disgrafii.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблема преодоления нарушений письменно речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы в последнее время  приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что среди слабо успевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. Нарушение письма осложняют усвоение учебной программы, оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и являются частой причиной резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведения. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов.

       Для того, что бы выявить предпосылки нарушения письма у учащихся первых классов, необходимо тщательное обследование (состояние звукопроизношения, слуховой дифференциации акустически близких звуков, сформированность фонематического анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, состояние лексико-грамматического строя речи).

       Задача логопеда вовремя выявить предпосылки дисграфии и провести работу по предупреждению нарушения письма, учитывая механизм нарушения, его симптоматику и психологические особенности учащихся, опираясь на знания основных принципов коррекции, методов и приемов работы.

       Примерный календарный план по предупреждению дисграфии у детей первых классов представлен далее.

 

                           Календарный план работы с детьми 1-ого класса по предупреждению дисграфии

Месяц

Звуки, буквы

Грамматика. Звуко-слоговой анализ и синтез

Грамматический строй речи

Лексика

Сентябрь

и [и]

а [а]

п [п] [п’]

г [г] [г’]

Развитие фонематических восприятий.

Выделение ударного слога.  

Выделение начального согласного звука.

Слова-предметы (живые и неживые).

Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

Осень

Овощи фрукты

Октябрь

т [т] [т’]

р [р] [р’]

о [о]

н [н] [н’]

ы [ы]

ы- и (диффер)

о –а (диффер)

Звуко-буквенный анализ и синтез.

Выделение первого и последнего звуков.

Анализ прямого и обратного слога.

Чтение слогов и простых слов.

Преувеличительная форма существительных.

Слова-синонимы.

Слова-антонимы.

Птицы (зимующие, перелетные).

Ноябрь

к [к] [к']

у [у]

б [б][б']

 у-и

(диффер)

г-к

(диффер)

д [д] [д’]

б- п

(диффер)

Звуко-буквенный анализ и синтез.

Чтение простых слов.

Преобразование прямого слога в обратный и обратного в прямой.

Согласование существительного с числительными.

Единственное и множественное число существительных.

Слова-признаки.

Деревья (хвойные, лиственные)

Декабрь

 

д-т (диффер)

б-д (диффер)

л [л] [л’]

р-л (диффер)

м [м] [м’]

в [в] [в’]

ф [ф] [ф’]

в-ф (диффер)

Развитие фонематических представлений и восприятий.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Звуко-буквенный анализ и синтез.

Чтение слов.

Выделение последнего согласного звука.

Согласование существительного с прилагательным.

Предлоги (с, на, по, к).

Схемы предлогов.

Животные (дикие, домашние)

Январь

с [с] [с’]

з [з] [з’]

з-с (диффер)

й [й’]

Дифференциация звонких и глухих звуков.

Схемы слов.

Дифференциация понятий «слог», «слово».

 Деление на слоги

Образование относительных прилагательных.

Предлоги (над, под, около, из).

Схемы предлогов.

Зима.

Одежда.

Февраль

и-й (диффер)

ч [ч’]

ш [ш]

ш-щ (диффер)

Ударение.

Чтение слов.

Деление на слоги.

Слоговой анализ и синтез.

Образование качественных прилагательных.

Предлоги (за, до, через, из-за).

Схемы предлогов.

Правописание ЧУ-ЩУ.

Правописание ЧА-ЩА..

Животные (хищные, травоядные, грызуны).

Март

ж [ж]

ж-ш (диффер)

ц [ц]

ц-т’ (диффер)

э [э]

Развитие фонематических представлений и восприятий.

Выделение гласных.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Слоговой анализ и синтез.

Образование притяжательных прилагательных.

Правописание сомнительных гласных в конце слова.

Правописание ЖИ-ШИ.

Обувь.

Головные уборы.

Апрель

[й]

           е

[э]

[й]

           я

[а]

[й]

           ё

[о]

[й]

           ю

[у]

Мягкий знак

щ-ц (диффер)

Составление схемы слов по индивидуальным картинкам.

Чтение слов сложной звуковой структуры.

Чтение слов со стечением согласных.

Предложение (схемы предложений, анализ предложений).

Двусоставное предложение.

Слова-действия.

Префиксальный способ образования слов.

Согласование существительного с глаголом.

Большая буква в начале предложения.

Написание простых предложений.

Весна.

Транспорт.

Май

тверд. и мягк. согл. перед гл. а-я

тверд. и мягк. согл. перед гл. о-ё

тверд. и мягк. согл. перед гл. у-ю

тверд. и мягк. согл. перед гл. ы-и

Схемы предложений.

Анализ предложений.

Распространенные предложения.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Род имен существительных.

Родственные слова.

Правописание безударных гласных.

Написание сложных предложений.

Насекомые.

Цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов». Календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа "Предупреждение дисграфии у учащихся 1-ых классов" составлена специалистом ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Горемыкиной Ириной Николаевной.Данная программ...

Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников

Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников...

Русский язык 3 класс.Календарное планирование.Школа России

Русский язык.3 клсс.Календарное планирование .Школа России....

Программа по предупреждению смешанной дисграфии, дизорфографии 1 класс 2 год обучения (программа 7.2)

Программа по русскому языку сложна и насыщена разнообразным речевым материалом. У учащихся с ЗПР проявляются и закрепляются проблемы, вызванные недоразвитием речи. Данная программа направлена на преду...

Использование игр и игровых приемов для предупреждения дисграфии у учащихся первых классов.

Для некоторых детей  характерным является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия.Фонемат...

Предупреждение и коррекция дисграфии у учащихся школ VIII вида

Актуальность проблемы предупреждения и коррекции дисграфии возрастает в связи с тем, что в последние годы в школу поступает все большее количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы по...

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьевой)

Егорова Дарья Сергеевна,Учитель-логопед МБУДО «ДООспЦ»; Владимир, Россия Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по предупреждению дисграфии в 1 классе (по Т.И.Прокопьев...