Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.
статья по логопедии по теме

Екатерина Ивановна Рузайкина

 

Речевая готовность детей

      к обучению проявляется прежде всего

в их умении пользоваться

словом для произвольного управления

поведением и познавательными процессами.

Не менее важным является развитие речи

как средства общения и предпосылки

к  усвоению письма.

 

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. Введение ФГОС  НОО привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так  и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.  При подготовке к уроку учитель теперь затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Преобладают групповые и парные формы организации деятельности учащихся над фронтальными. Педагоги не привязаны к деятельности только в своём классном кабинете, по мере необходимости они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровой, лаборатории и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

(Е.И. Рузайкина, учитель-логопед МБОУ СОШ №151)

Речевая готовность детей

      к обучению проявляется прежде всего

в их умении пользоваться

словом для произвольного управления

поведением и познавательными процессами.

Не менее важным является развитие речи

как средства общения и предпосылки

к  усвоению письма.

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. Введение ФГОС  НОО привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так  и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.  При подготовке к уроку учитель теперь затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Вместо конспекта урока учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Преобладают групповые и парные формы организации деятельности учащихся над фронтальными. Педагоги не привязаны к деятельности только в своём классном кабинете, по мере необходимости они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровой, лаборатории и т.п.

        Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.

        Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений  уроков с целью их дальнейшего анализа.

Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и  используя единую информационную среду, выступая на заседаниях МО, творческих групп, педагогических советов, районных семинарах.

        Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.  

В нашей школе с первоклассниками на протяжении всего периода адаптации к школьному обучению   проводится работа по актуализации, закреплению и развитию имеющихся у них речевых навыков. Эта деятельность организована на уроках русского языка, литературного чтения, на индивидуальных и групповых занятиях.

Речевые упражнения проводятся в игровой форме как со всеми учащимися, так и в малых группах (по 2-3 человека), а также индивидуально. В начале каждой игры педагог даёт словесную инструкцию или образец игрового действия. Лексический материал для проведения игр подбирается в соответствии с показателями речевого развития детей.

        Большое значение для продуктивного формирования письменной речи имеет достаточное развитие  тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации. Необходимо  обращать внимание на то, как ребёнок владеет (может удерживать и правильно манипулировать) ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Только владея всеми перечисленными навыками, ребёнок сможет справиться  с требованиями школьной программы, легко и быстро овладеть письменной речью. Если навыков нет или они не сформированы, необходимо с узкими специалистами и семьёй ребёнка активно заниматься их развитием.

         Разработана и используется примерная методика проведения наблюдения за речью детей  в период адаптации. Для более детального  обследования речи детей в начале обучения можно пользоваться таблицей, которая включает  следующие параметры речевого развития:

Ф.И. обучающегося, возраст:

Параметры речевого развития

Наличие/отсутствие (достаточность для возраста)

Ситуативная речь

Контекстная речь

Регулирующая функция речи

Планирующая функция речи

Сформированность звукового состава речи

Звуковой анализ слов (выделение первого и последнего звука)

Достаточный словарный запас

Лексическая вариативность

Обобщающие слова

 Монологическая речь

Для заполнения таблицы необходимо понаблюдать за ребёнком вне урока, во время учебного процесса, обратить внимание на спонтанную речь ребёнка.

В ФГОС НОО сказано, что одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Решение данных задач мы видим в использовании метапредметных связей в процессе обучения  развитию речи... Для реализации метапредметных связей на уроках важно установить по предметам их общую содержательную связность, которая предполагает отбор межпредметного лексического материала, выявление общих сквозных тем, позволяющих интегрировать содержание разных предметов на данном уроке для развития вербальных способностей ребенка. С помощью многосторонних метапредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Сегодня, по заявленной теме, мы вам хотим представить несколько направлений, осуществляемых в нашей школе. Это огромная работа, проводимая различными специалистами нашей школы: учителями начальных классов, педагогом - психологом,  учителями - логопедами, учителем технологии, ИЗО, музыки, педагогами дополнительного образования.

        Занятия проводятся в урочное и внеурочное время. Начинаем данную работу проводить комплексно, уже занимаясь с будущими первоклассниками.

В течение нескольких лет проводит занятия танцевальной группы педагог доп. образования Гребенников Д.Б., Который основал Школу танца. Целью его занятий, помимо худ – эстетических, является развитие слуха, координации движений, развитие вестибулярного и опорно-двигательного аппаратов, что безусловно положительно влияет на развитие речи учащихся.

Таким образом, создание творческой атмосферы на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности, благодаря использованию в процессе обучения младших школьников текстов, произведений литературного чтения, картин, иллюстраций учебников, ИЗО, музыкальное сопровождение позволяет создавать речевую ситуацию, избегать формализма при выполнении речевых упражнений. Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, упражнения на основе метапредметной лексики дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи.

        В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих «умение учиться». Учебный диалог как процесс взаимодействия учителя и обучающихся, а так же самих учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество во время организации во внутригрупповой или общеклассной дискуссии (при постановке и решении учебных задач), будет способствовать формированию УУД у обучающихся. При этом важно учитывать особенности организации учебного диалога.

Умение вести учебный диалог включает в себя:

  1. умение ставить вопросы;
  2. работать в паре и группе;
  3. вести групповую и общеклассную дискуссии.

На наш взгляд, умение вести учебный диалог целесообразно развивать у детей на протяжении их обучения в начальной школе. (поэтому мы  планируем организовать свою работу в рамках школьного эксперимента «Формирование УУД младших школьников в учебном диалоге»).

Цель эксперимента – определить влияние психолого-педагогических условий организации учебного диалога на формирование УУД младших школьников.

        Период обучения грамоте особо благоприятен с точки зрения времени введения элементов учебного диалога (самое начало обучения) и содержания материала, которое способствует проектированию урока с учебным диалогом. Практически на каждом уроке обучения грамоте педагог может прививать школьникам умения соглашаться или не соглашаться, оценивать свои высказывания, а также идеи сверстников и учителя, выражать свою точку зрения, конструктивно спорить с одноклассником и педагогом, задавать вопросы педагогу, формулировать своё знание и незнание и др.

        На некоторых уроках обучения грамоте, русскому языку, математике возможна постановка учебной задачи и, соответственно, обучение младших школьников умениям планировать совместную деятельность с педагогом, выдвигать гипотезы и с помощью учителя осуществлять их проверку, рефлексировать способы и условия действия, выбирать из них адекватные, строить логическую цепочку рассуждения.

        Мы думаем, что поставленные цели будут достигнуты нашим педагогическим коллективом.  А применяемые учителями начальных классов инновации позволяют успешно решать поставленные задачи. Конечно, остаются нерешенными ещё множество вопросов, в практике возникает много проблем, но заинтересованный, творческий взгляд учителя, его желание помочь ребёнку преодолеть трудности позволяет достичь успеха и найти выход из самых сложных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения

Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя сто...

Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения

Инновационный педагогический опыт: Использование потенциала интерактивной доски и других средств ИКТ при обучении в начальных классах при реализации стандартов нового поколения...

Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономер...