ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ (ДИСГРАФИЧЕСКИХ)ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
статья по логопедии по теме

Жанна Владимировна Воробей

Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ обучающихся начальных классов позволяет выделить следующие группы специфических ошибок на письме, как результат недоразвития устной речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_specificheskih.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ (ДИСГРАФИЧЕСКИХ)ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

Пропуски букв и слогов – трва (трава), кродил (крокодил), пинёс (принёс)

Перестановки букв и слогов – онко (окно), ток (кот), пеперисал (переписал)

Недописывания букв и слогов – красны (красный), лопат (лопата), набухл (набухли)

Наращивание слов лишними буквами и слогами – тарава (трава), котораые (которые)

Искажения слова – наотух( на охоту), чуки (щёки), хабаб (храбрый)

Слитное написание слов и их непроизвольное деление – на ступила, виситнастене

Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину.

8.   Замена одной буквы на другую – зуки (жуки), панка (банка), тельпен (тюльпан), это

1.звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции:З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

лабиализованныегласные: О-У, Ё-Ю.

заднеязычные: Г-К-Х

сонорные: Р-Л

свистящиеишипящие:С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ.

аффрикаты: Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С.

Нарушение смягчения согласных – васелки (васильки),смали (смяли), кон (конь)

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

Аграмматизм – Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – вкармане, при летели, в зела, подороге.

(Не считается ошибкой неправильное употребление падежного окончания в пределах данной падежной формы, например, деревов, зеркалов, стулей, поскольку эти формы формально являются формами Р.п. мн.ч. Ошибками являются формы типа (дереви, деревьих вместо деревьев, т.е. случаи, не свойственные данной падежной форме).

Учителю необходимо очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе.

Нужно обратить внимание на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы. И учитель должен отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики,  в 1 классе не усвоил все буквы.

Кроме того, во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на занятиях логопед очень специфично оценивает работу учеников. Оценка ставится по психолого-педагогическим параметрам ученика, т.е. за внимательность, за активность, за желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства

Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...

Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных школ

Пояснительная записка Данный документ представляет собой  примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования (далее – Перечень), соответствующий материально-техническим условиям введени...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Использование мониторинга в изучении и коррекции трудностей письма у обучающихся начальной школы

Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов выявляются довольно часто. Одним из условий эффективности психолого-педагогического сопровождения детей, на наш взгляд, является исп...

Письмо к учителю начальных классов, обучающих особенных детей

Обращение к учителям начальных классов  о восприятии ими особенных детей, о стремлении помочь ребятам  войти в школьную  среду....

Формирование лингвистических предпосылок письма у обучающихся начальных классов

В статье выделены основные направления логопедической работы по развитию лингвистических предпосылок письма. Для развития каждого направления подробно расписан комплекс заданий....