Формирование лингвистических предпосылок письма у обучающихся начальных классов
методическая разработка по логопедии

В статье выделены основные направления логопедической работы по развитию лингвистических предпосылок письма. Для развития каждого направления подробно расписан комплекс заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kobzar_n.s._statya.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кобзарь Н.С.

учитель-логопед ГБОУ школы № 380

Санкт-Петербурга

КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДИСГРАФИЕЙ

Для успешного овладения письмом у ребенка еще до поступления в школу должны быть сформированы все предпосылки овладения этим видом деятельности. Особое внимание должно уделяться формированию лингвистических предпосылок.

Лингвистические предпосылки – это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений.

Можно выделит основные направления логопедической работы по развитию лингвистических предпосылок письма:

1. Коррекция фонематического восприятия.

2. Коррекция фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.

3. Коррекция грамматического строя.

Направление 1. Коррекция фонематического восприятия.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы.

…лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

2. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. ...аля надела шар… и …арежки. У …арюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ые …арежки.

3. Распределите слова в 3 столбика. В первый – слова с одним гласным звуком, во второй – с двумя, в третий – с тремя гласными звуками.

Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.

4. Стукните мячом об пол, когда услышишь звук [а]: А-У-О-И-О-Ы-А

5. Игра «Вопрос – ответ».

Логопед бросает мяч и задает ребенку вопросы, ответы на которые должны начинаться с одного, заданного звука.

6. Игра «Мяч передавай, слово называй».

Дети становятся в круг. Логопед называет звук, дети по очереди придумывают слова на заданный звук и передают мяч по кругу.

7. Упражнение «Подбери картинки».

Логопед предлагает рассмотреть картинки, выбрать те, в названии которых есть звук [ш]: шапка, лук, косынка, школа, каша, маска, лес, уши.

8. Упражнение «Впиши пропущенные буквы».

Речевой материал: до..ога, …опата, …уки, … ожка, го..а, пи…а, помидо…, дяте…, ко…ова, пи…ог, па…ка, пуд…а, ба…он.

Направление 2. Коррекция фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.

В процессе коррекционной работы по развитию фонематического анализа и синтеза можно выделить три этапа:

1 этап – формирование умения определять наличие звука в слове.

2 этап – формирование умения определять первый и последний звук в слове, место звука в слове (начало, середина, конец).

3 этап – формирование умения определять последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.

Комплекс упражнений для развития фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.

1. Игра «Мяч бросай, сколько звуков называй».

Логопед называет слово, бросает мяч. Ребенок определяет последовательность звуков в слове и называет их количество, возвращает мяч логопеду.

2. Игра «Корабли».

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами. Логопед называет место на поле, дети находят заданный слог. Затем из названных слогов составляют слова.

3. Упражнение «Шифровка».

Детям предлагается расшифровать слова, записав вместо цифр буквы, где цифра 2 обозначает букву П, цифра 3 – букву Т.

3а2ки, 2аль3о, 2уховик, са2оги, ша2ка, бо3инки, 3уфли, 2ла3ье.

4. Упражнение «Составь предложение».

Логопед предлагает составить предложения из слов, данных в нарушенной последовательности.

5. Упражнение «Добавь слово».

Логопед называет слово, дети по очереди добавляют по одному слову так, чтобы получилось предложение.

6. Упражнение «Придумай предложение».

Логопед предлагает придумать предложение, которое подходит к данной схеме.

7. Упражнение «Гласные звуки».

Логопед называет цепочку слов, дети называют гласные звуки, определяют количество слогов в каждом из них.

8. Упражнение «Составь слово из слогов».

Логопед предлагает прослушать цепочку слогов и составить слово:

ро, па, воз; вар, са, мо; ка, даш, ран; ки, чи, маль.

Направление 3. Коррекция грамматического строя.

Данное направление включает в себя уточнение и усложнение структуры предложения, развитие навыков словоизменения и словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, закрепление грамматических форм в письменной речи. При коррекции аграмматических ошибок основным средством являются письменные упражнения.

Комплекс упражнений для развития грамматического строя речи

1. Упражнение «1-2-5».

Логопед называет слово, дети прописывают названия двух и пяти предметов: окно, пень, стул, гнездо, лев, воробей.

2. Упражнение «Запиши ответ».

Логопед задает вопрос и показывает сюжетную картинку, дети должны записать ответ в виде словосочетания или предложения.

3. Упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово и предлагает образовать уменьшительно-ласкательную форму: платье, кольцо, бревно, пальто, кукла, звезда.

4. Упражнение «Какого цвета предмет».

Логопед называет слово и предлагает записать словосочетание: предмет и его признак: оранжевый апельсин, красное яблоко, желтый банан, зеленый перец, зеленый огурец, желтый лимон.

5. Упражнение «Детеныши».

Логопед показывает картинки и предлагает записать парами животных и их детенышей: волк – волчонок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, еж – ежонок, лиса – лисенок.

6. Упражнение «Измени словосочетание».

Логопед называет словосочетание в единственном числе, дети записывают во множественном: красное платье – красные платья, меховая шапка – меховые шапки, теплая куртка – теплые куртки, вязаный носок – вязаные носки, синий шарф – синие шарфы, теплый свитер – теплые свитера.

7. Упражнение «Один много».

Логопед называет словосочетание, дети записывают его во множественном числе: мальчик бежит – мальчики бегут, девочка спит – девочки спят, мальчик открывает дверь – мальчики открывают дверь, девочка вытирает пыль – девочки вытирают пыль, самолет летит – самолеты летят.

8. Игра «Составь рассказ».

Логопед предлагает собрать предложения из слов, а затем рассказ из предложений.

Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Деревья, праздничные, стояли. Соком, алым, налилась, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку.

Список литературы:

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 287 с.
  2. Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2011. - 460 c.
  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
  4. Садовникова, Ирина Николаевна Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / Садовникова Ирина Николаевна. - М.: Парадигма, 2012. 632 c.
  5. Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 488 c.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ (ДИСГРАФИЧЕСКИХ)ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ обучающихся начальных классов позволяет выделить следующие группы ...

Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

статья по теме "Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность"

Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида....

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»

Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный,...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...