Конспекты по логопедии
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Дмитриева Татьяна Вячеславовна

Конспекты занятий с обучающимися, имеющими логопедическое заключение "Несформированость языковых средств" (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слог»

2 класс

Цель: совершенствовать умение делить слова на слоги на уровне предложения.

Задачи: совершенствовать навыки деления слов на слоги;

развивать навык слогового анализа и синтеза на уровне предложения и текста;

развивать фонематические процессы;

развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

пиктограммы эмоций,

аудиозапись  «Звонок»,

компьютер, для решения ребуса,

карточки с индивидуальными заданиями (дифференцированные задания по степени сложности),

предметные картинки,

мяч,

карточки с текстами и предложениями,

фишки, для оценки работы на занятии,

детская удочка,

карточки со словами на магнитах.

Тип занятия: закрепление и систематизация знаний учащихся на новом речевом материале.

Методы: словесный, наглядный, мимические упражнения, имитационный упражнения, релаксационные упражнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Эмоции», с использованием аудиозаписи.

Цель: создание положительного настроя, коррекция психофизических функций.

Задачи: включить учащихся в работу с первых минут занятия; способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»; развивать воображение; преодолевать двигательную неловкость.

Метод: мимические, имитирующие упражнения.

Результат: эмоциональное состояние учащихся, интерес.

- Посмотрите на эти лица (пиктограммы). Какие они разные! (Учащиеся называют эмоциональные состояния человека).

- Представьте, что вы – грустные.

- А теперь, ты будешь радостным. Ты – печальным. А ты – сердитым (учащиеся показывают эмоции – мимические упражнения).

- Покажите, теперь, как вы будете держать бабочку в руках, как ее погладите. А как вы его бережно передадите друг другу? (имитирующие упражнения). Теперь нам весело и хорошо! Вот с такими улыбками на лицах мы и продолжим наше занятие!

- Молодцы! (звучит звонок).

Взаимное приветствие. Проверка готовности помещения и рабочих мест к занятию.

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы.

Метод: словесный.

Результат: выполнение инструкций учащимися по организации рабочего места.

         - Прозвенел и смолк звонок.

           Начинается урок.

           Все за парты тихо сели,

           На меня все посмотрели.

- Все готовы, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? (да).

Введение в тему.

Цель: уточнить имеющиеся знания учащихся по теме.

Метод: наглядный – ТСО (компьютерная презентация), словесный – специально подготовленные вопросы.

Результат: решение ребуса, самостоятельное озвучивание темы занятия.

- Решите ребус.

«Ребус». 2314 – ЛОСГ (слог).

- Как звучит тема занятия? (слог).

- Что вы знаете о слогах? (часть слова, отдельно не имеет смысла).

- Как определить, сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных – столько и слогов).

- Какими приемами мы пользуемся, чтобы определить количество слогов в слове? (отхлопываем - мама, подкладываем руку под подбородок - молоко).

- Какие типы слогов вы знаете? (открытый – ма, закрытый – ам,  со стечением согласных – спа, одна согласная – а, согласный и две гласных - тие).

- Возьмите верхнюю карточку.

«Найди слог».

Цель: уточнить знания учащихся по теме «слог» на уровне звуков и слогов.

Метод: игра.

Форма: индивидуальная работа с дифференцированными заданиями по степени сложности, с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция: зачеркнуть повторяющиеся слоги; из оставшихся слогов составить слово.

Карточка № 1.

ВО

КУ

СА

ЗА

МЕ

БИ

РО

СУ

ВИ

НЕ

НЕ

БИ

ЛЮ

РЫ

ЗА

МЕ

ЗА

РЫ

КУ

ЛЮ

РЫ

НА

СУ

ВИ

СА

Карточка № 2 (с подсказкой)

СГ ГС Г ССГ СГГ

ВО

КУ

СА

ЗА

МЕ

БИ

РО

СУ

ВИ

НЕ

НЕ

БИ

ЛЮ

РЫ

ЗА

МЕ

ЗА

РЫ

КУ

ЛЮ

РЫ

НА

СУ

ВИ

СА

Критерии: задание выполнено, верно, все слоги названы, составлено слово.

Мотивация: фишка за каждый правильный ответ.

(Уронить карточки на стол).

«Собери слово».

Цель: уточнить имеющиеся знания по теме «слог» на уровне слова.

Метод: игра.

Форма: индивидуальная, с учетом личностных особенностей.

Инструкция: удочкой с магнитом «выловить» карточки со слогами и составить слово.

Критерии: если правильно сложить слово, на оборотной стороне получиться картинка.

Мотивация: за правильно собранное слово дается фишка.

- Ты «ловишь» синие карточки и собираешь слово (машина).

- Ты – желтые (рыба).

- Ты – красные (кукла).

- Ты – зеленые (шары).

2. Сообщение темы занятия. Основная часть.

Цель: развивать навык слогового анализа и синтеза на уровне предложения и текста.

- Откройте тетради. Запишите число, тему занятия – «Слог».

1) «Сюрприз».

Цель: плавно и незаметно перейти к основной теме занятия.

Метод: упражнение – трансформация части знаний в навык, формирование у учащихся готовности к практическим действиям.

Инструкция:

- Посмотрите на картинки. Выделите первые слоги из названий картинок. Запишите их в тетрадь, гласные - подчеркните  (работа с картинками).

- Составьте из слогов слова. Прочитайте, что получилось?

Картинный материал: перо, телефон, курица, пила, лиса, роза, бобы, тазы.

Критерии: получившиеся предложение «Пете купили робота».

Мотивация: за каждый правильно названный слог поощрение в виде фишки.

2) Объяснительная беседа.

Цель: изложение новой информации, получение обратной связи, путем постановки вопросов.

Метод: словарный.

Форма: групповая.

- Что мы получили из слогов? (слова).

- Что можно получить из слов? (предложение).

- Как мы запишем первое слово? (с большой буквы).

- Чем заканчивается предложение? (точкой).

- Какое первое слово в предложении? Второе? Третье?

- Сколько слогов во втором слове? (3).

- Назовите первый слог, второй, третий.

- Назовите гласные в первом слоге, в третьем, во втором слоге.

- Сколько слогов в первом слове? (2).

- Назовите первый слог, второй.

- Назовите гласные.

- Сколько слогов в третьем слове. Назовите.

- Что будет, если мы «потеряем» один слог? (слово потеряет смысл и мы его не пойме).

- Сможем ли мы понять «испорченное» предложение? (нет).

- Что мы должны делать, чтобы такое не случилось? (правильно записывать слова – не менять местами слоги, не терять их).

Физкультминутка с массажным мячом.

Цель: снять усталость, напряжение.

Задачи: внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую и мелкую моторику, выработать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью, совершенствовать навык деления слов на слоги.

Метод: подвижная игра.

Инструкция: выполнение команд логопеда.

Результат: снятие усталости, напряжения, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

3.  Закрепление учебного материала.

Цель: развить навык слогового анализа и синтеза на уровне предложения.

Задачи: трансформировать часть знаний в навык.

«Бусы».

Цель: развивать навык слогового анализа и синтеза.

Метод: упражнение на индивидуальных карточках с дифференцированными заданиями, соответственно возможностям учащихся.

Инструкция:

- Соберите из слогов русскую пословицу.  Запишите ее в тетрадь и подчеркните все гласные. Прочитайте.

Бе-ре-ги нос в силь-ный мо-роз. (5)

Грач на го-ре вес-на на дво-ре.(6)

Лет-ний день год кор-мит.(4)

Че-ловек без дру-зей что де-ре-во без кор-ней.(7)

- Сколько слов в твоей пословице? Какое первое слово? Какое второе?

- Сколько слогов в первом слове?

- Какие гласные во втором слове?

Критерии: правильно озвученная пословица.

Мотивация: фишка.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику.

Задачи: координировать речь с движением, снять усталость, напряжение.

Метод: самомассаж кистей рук массажным мячом.

Инструкция:

- Покатайте мяч между ладоней. Считайте до 10.

Результат: снятие усталости, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

«Шифровальщики».

Цель: развивать навык слогового анализа и синтеза, контроль над качеством усвоения материала.

Метод: упражнение.

Форма: групповая работа.

Инструкция:

- Прочитайте предложение. (Медвежонок сидел на пеньке).

- Подчеркните все гласные и разделите слова на слоги вертикальной линией. (Мед- ве-жо-нок си-дел на пень-ке).

Цель учащихся: совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.

Мотивация: фишка.

Результат: уровень сформированности навыка, правильное  выполнение инструкций.

Гимнастика для глаз.

Цель: снять напряжение со зрительного анализатора.

Метод: упражнение.

Инструкция: закройте глаза. Считайте до10. Откройте глаза и найдите за окном дальнюю точку. Посмотрите на нее, считайте до 5. Выполните круговые движения глазами. Выполните движения глазами вправо – влево. Закройте глаза.

Результат: снятие усталости, напряжения со зрительного анализатора.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия.

  1. Игра «Да-нет».

Цель: контроль над усвоением материала.

Метод: словесный, итоговая беседа.

Форма: специально подготовленные вопросы по теме «слог»

- Слова делятся на слоги? Да.

- Сколько в слове согласных, столько и слогов? Нет.

- Слог имеет смысл? Нет.

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «слог».

Метод: словесный.

Инструкция: сосчитайте фишки.

Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше.

Цель учащихся: развивать навык самооценки.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

Метод: словесный.

Форма: специально подготовленные вопросы.

- Вам понравилось занятие?

- Вам было интересно?

- Какие задания вам запомнились?

- Если вы со всеми заданиями справились, то нарисуйте веселую мордочку. Если не совсеми -  печальную.

- Спасибо вам большое. Мне было очень приятно с вами общаться.

Сюрпризный момент.

-За хорошие ответы-

 Получите все конфеты!

Запасные задания.

«Спиши правильно».

Цель: контроль над качеством усвоения материала.

Метод: упражнение.

Форма: индивидуальная.

Инструкция:

- Спишите предложения, не деля слова на слоги. При списывании проговаривайте слова по слогам.

Цель учащихся: трансформировать часть знаний в навык.

Мотивация: фишка.

Результат: правильно, без ошибок списанное предложение.

Речевой материал:

Мы на о-зе-ро лес-ное у-хо-ди-ли да-ле-ко, пи-ли вкус-ное, пар-но-е, с лег-кой пе-ной мо-ло-ко.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ЛОГОПЕДИИ

ТЕМА «СЛОГ»    2 КЛАСС

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД   МОУ СОШ № 88

            ДМИТРИЕВА Т.В.

 



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А-О

1 класс

Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся научатся различать гласные звуки [а-о] на слух и буквы «А», «О»  на письме.

Задачи:

Познавательные

уточнять и закреплять знания обучающихся о гласных звуках;

учить дифференцировать гласные звуки А-О по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах;

Коррекционно – развивающие

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать фонематические процессы;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

закрепить навыки пространственной ориентировки;

Воспитательные

воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

пиктограммы эмоций,

аудиозаписи, «Звонок»,

компьютер, для презентации,

картинки ёжиков,

карточки с индивидуальными заданиями (дифференцированные задания по степени сложности, карточки с рядами букв а-о, карточки - пазлы),

демонстрационные буквы о-а на доске;

наборы элементов букв о-а ;

схемы слов на карточках,

мяч,

фишки, для оценки работы на занятии,

карточки с буквами а-о из твердой и мягкой бумаги.

Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.

Методы: словесный, наглядный, мимические упражнения, имитирующие упражнения, игра, индивидуальная и фронтальная работа, практический.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Эмоции», с использованием аудиозаписи.

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы, коррекция психофизических функций, мотивация познавательных интересов обучающихся.

Задачи: включить учащихся в работу с первых минут занятия; способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»; развивать воображение; преодолевать двигательную неловкость, закрепить навыки пространственной ориентировки.

Метод: мимические, имитирующие упражнения.

Результат: положительный настрой на продолжение занятия, эмоциональное состояние учащихся, интерес.

- Добрый день! Сегодня светит солнышко нам в окно. Нам весело и хорошо! Покажите, какое настроение у вас сегодня? Какие красивые улыбки я вижу на ваших лицах!(мимические упражнения).  

- Давайте представим, что мы отправились в поход. (Звучит аудиозапись, имитирующие движения).

- Покажите, как вы будете греть руки, когда они замерзли? (напряжение. Растирание  ладоней для того, чтобы активизировать работу мозга; волнообразные движения руками – развитие обоих полушарий; круговые движения по ладоням – развитие внимания; массаж макушки головы – повышается работоспособность).

-Покажите, какое у вас будет настроение, когда вы согреетесь. (Расслабление).

- Какие вы все радостные, веселые. Я надеюсь, ваше хорошее настроение сохранятся до конца занятия.

- Посмотрите, у нас в гостях ежики! Выберите себе ежика.

- В какую сторону смотрит твой ежик? (вправо). А твой? (влево).

- Сначала к партам подойдут и сядут те, у кого ежики смотрят вправо, затем те, у кого ежики смотрят влево.

        - Прозвенел и смолк звонок.

           Начинается урок.

           Все за парты тихо сели,

           На меня все посмотрели.

           Все готовы, всё в порядке? (да).

Введение в тему.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся смогут осознать и самостоятельно сформулировать цель занятия.

Метод: наглядный – ТСО (компьютерная презентация), словесный – специально подготовленные вопросы.

Результат: осознание и самостоятельное формулирование обучающимися цели занятия.

- Посмотрите на картинки, какое время года изображено? (осень).

- А как называется этот осенний цветок? (астра).

- Какие первые звуки в названиях этих картинок? (а-о).

- Как вы думаете, различать какие звуки мы будем сегодня на занятии? (а-о)

- А что это за звуки? (речевые, гласные звуки).

- А какие гласные звуки вы еще знаете? (а, о, у, ы, э).

- Давайте поиграем в игру «Найди звук».

«Найди звук».

Цель: уточнить знания учащихся по теме «Гласные».

Метод: игра.

Форма: фронтальная работа с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция: по беззвучной артикуляции узнать гласный звук и поднять соответствующий символ. 

- Ребята, посмотрите на карточки на столе. Какие звуки они обозначают? (перечисляют). Я буду без голоса показывать звуки, а вы поднимайте нужную карточку – символ, артикуляцию какого звука она обозначает.

Критерии: задание выполнено, все звуки отгаданы.

Мотивация: фишка за каждый правильный ответ.

- Какие звуки я чаще показывала? (а – о).

- И так, тема нашего занятия «Гласные звуки А-О».

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?(будем учиться различать А-О).

2. Основная часть.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся научаться дифференцировать гласные А-О в слогах, словах.

1) «Сюрприз».

Метод: упражнение – трансформация части знаний в навык, формирование у учащихся готовности к практическим действиям (работа с тактильным анализатором).

Инструкция:

- Поглядите, к нам влетели в окно листочки. Эти листики не простые, а с сюрпризом. (рассматривают листочки).

- Возьмите красный листик. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (жесткий).

- А! Больно! (имитация).

- Как вы думаете, какой звук обозначает этот листик? (этот листик обозначает звук а).

- Теперь возьмите желтый листик. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (мягкий).

- О! Как приятно! (имитация).

- Как вы думаете, какой звук обозначает этот листик? (этот листик обозначает звук о).

2) Объяснительная беседа.

Цель: изложение новой информации, получение обратной связи, путем постановки вопросов.

Метод: словесный, работа зрительного анализатора, работа тактильного анализатора.

Форма: фронтальная.

Инструкция:

1) Сравнить артикуляцию гласных:

а) с голосом; б) беззвучно.

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук а. Какой ротик? (широкий).

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук о. Какой ротик? (в форме овала).

2) Рассмотреть графические обозначения этих звуков (карточки).

- Для каждого звука есть своя форма.

- Какая форма для звука о? (овал). (карточка буквы о).

- И у звука а форма тоже овальная, только есть еще крючок справа. Посмотрите. (карточка буквы а).

- Обведи буквы пальчиком, и посчитайте, сколько элементов у букв. (ответы детей).

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику, снять усталость, напряжение.

Метод: игра.

Инструкция:

- Выложите буквы а - о из крышечек, из веревочек.

Результат: снятие усталости, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

  1. Закрепление учебного материала.

Цель: развить навык дифференциации гласных а-о на слух и на письме на уровне слогов, слов.

 «Найди букву».

Цель: развить навык дифференциации гласных а-о  на письме.

Метод: игра.

Форма: индивидуальная работа с дифференцированными заданиями по степени сложности, с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция: подчеркнуть гласные красным цветом о - одной чертой, а- двумя чертами.

- Ребята, посмотрите на карточки. Подчеркните букву «о» красной ручкой одной чертой, а букву «а» – двумя чертами.

Карточка №1

ааоаооаооаааоооааооаоаоаооаооаоаоааао

Карточка №2 (с подсказкой цветом и количеством черточек А О).

ааоаооаооаааоооааооаоаоаооаооаоаоааао

Критерии: задание выполнено, верно, все буквы правильно выделены.

Мотивация: фишка за каждый правильный ответ.

- Давайте еще раз вспомним тему занятия. (Различаем А-О).

 «Кто внимательней?»

Цель: развивать навык дифференциации гласных а-о на уровне слогов.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Инструкция:

- Поднимите карточку с соответствующей буквой, если услышите звук, который она обозначает.

Речевой материал: ом-он-ор ар - аш – ан то – со – ло   па – ка – на

Критерии: правильно выполненное задание.

Мотивация: фишка.

Физкультминутка с массажным мячом.

Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую и мелкую моторику, выработать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью.

Метод: подвижная игра.

Инструкция: выполнение команд логопеда.

Результат: снятие усталости, напряжения, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

«Составь картинку»

Цель: развивать навык дифференциации гласных а-о на уровне слов на слух.

Метод: упражнение.

Форма: индивидуальная работа.

Инструкция:

- Составьте картинки.

- Что получилось? (нож, мак, рак, дом)

- Определите, какой гласный звук есть в названиях картинок.

- На каком месте он стоит?

Мотивация: фишка.

Результат: обучающиеся научаться дифференцировать гласные а-о на уровне слов, правильно выполняя инструкцию взрослого.

Гимнастика для глаз.

Цель: снять напряжение со зрительного анализатора.

Метод: упражнение.

Инструкция: закройте глаза. Считайте до10. Откройте глаза и найдите за окном дальнюю точку. Посмотрите на нее, считайте до 5.

Результат: снятие усталости, напряжения со зрительного анализатора.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно осознают уровень сформированности УУД.

Игра «Да-нет».

Цель: контроль над уровнем сформированности УУД.

Метод: словесный, итоговая беседа.

Форма: специально подготовленные вопросы по теме «Дифференциация а-о».

- Над чем мы сегодня работали? (различали а-о).

- Звук а – согласный? (нет)

- Звук о – гласный? (да).

- У буквы а два элемента? (да)

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «Дифференциация а-о».

Метод: словесный.

Инструкция: сосчитайте фишки.

Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше.

Цель учащихся: развивать навык самооценки.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

Метод: словесный.

Форма: специально подготовленные вопросы.

- Вам понравилось занятие?

- Вам было интересно?

- Какие задания вам запомнились?

- Посмотрите на картинки и определите свое настроение от занятия.

- Спасибо вам большое. Мне было очень приятно с вами общаться.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ЛОГОПЕДИИ

ТЕМА «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А-О»    

1 КЛАСС

           

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД   МОУ СОШ № 88

            ДМИТРИЕВА Т.В.



Предварительный просмотр:

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1 класс

Цель: создать необходимые условия, при которых обучающиеся будут развивать словарь по лексической теме «Домашние животные».

Задачи:

Познавательные

развивать  и активизировать в речи учащихся словарь по теме занятия;

Коррекционно - развивающие

учить согласовывать числительные с существительными;

развивать навык подбора притяжательные прилагательные;

развивать навык подбора относительных прилагательных;

развивать навык подбора уменьшительно – ласкательные формы существительных;

развивать навык  подбора антонимов;

развивать фонематические процессы;

развивать графо – моторные навыки;

развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

Воспитательные

воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

картинка – пазл к сказке,

картинка с эмоциями,

театр на фланелеграфе «Три поросенка» или пальчиковый театр,

карточки с индивидуальными заданиями (дифференцированные задания по степени сложности),

компьютерная презентация или предметные картинки по теме «Домашние животные»,

мяч.

Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков на новом речевом материале.

Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.

Методы: словесный, наглядный, мимические упражнения, имитационный упражнения, релаксационные упражнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Эмоции».

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы, коррекция психофизических функций, мотивация познавательных интересов обучающихся.

Задачи: включить учащихся в работу с первых минут занятия; способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»; развивать воображение; преодолевать двигательную неловкость.

Метод: словесный, мимические, имитирующие упражнения.

Результат: положительный настрой на дальнейшую работу, эмоционально окрашенное состояние учащихся, интерес.

- Отгадайте загадку, про какую сказку в ней говорится?

На полянке, средь лесов

Трое братцев живет.

Целый день валяются,

В  луже кувыркаются.

Хвостики крючком,

А  носы пятачком? (Три поросенка).

- Давайте сложим пазл и проверим, правильно ли мы отгадали.

- Посмотрите на этих поросят. Какие у них разные эмоции! (Учащиеся называют эмоциональные состояния).

- Представьте, что вы – грустные.

- А теперь, ты будешь радостным. Ты – печальным. А ты – сердитым (учащиеся показывают эмоции – мимические упражнения).

- Покажите, теперь, как вы будете держать бабочку в руках, как ее погладите. А как вы ее бережно передадите друг другу? (имитирующие упражнения). Теперь нам весело и хорошо! Вот с такими улыбками на лицах мы и продолжим наше занятие!

- Молодцы! (звучит звонок).

Взаимное приветствие. Проверка готовности помещения и рабочих мест к занятию.

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы.

Метод: словесный.

Результат: выполнение инструкций учащимися по организации рабочего места.

         - Прозвенел и смолк звонок.

           Начинается урок.

           Все за парты тихо сели,

           На меня все посмотрели.

- Все готовы, все в порядке? (да).

Введение в тему.

Цель: уточнить имеющиеся знания учащихся по теме.

Метод: наглядный – ТСО (компьютерная презентация), словесный – специально подготовленные вопросы.

Результат: правильно выполненные инструкции.

- В нашей сказке главные герои – три поросенка. Что вы знаете о поросятах? (Это домашние животные, детеныши свиньи). А какие вы еще знаете сказки, где герои – домашние животные? (Ответы детей).

«Кто где живет?»

Цель: уточнить знания учащихся по теме.

Метод: игра.

Форма: индивидуальная работа с дифференцированными заданиями по степени сложности, с учетом личностных особенностей учащихся.

Инструкция:

- Посмотрите на картинки и выберите тех животных, которые являются домашними. (Собака, корова, лошадь, волк, овца, свинья и т.д.). Есть ли здесь наши герои? (да).

  1. Знакомство со сказкой и ее персонажами.

Цель: создать необходимые условия для принятия детьми  новой информации, получение обратной связи, путем выполнения детьми инструкций логопеда и ответов на поставленные вопросы.

Метод: театр.

- Сейчас мы познакомимся со сказкой «Три поросенка». Но не только послушаем, но и покажем ее.

Чтение сказки.

  1. Развитие общей моторики. Физкультминутка «Сосчитай»

Цель: снять усталость, напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую и мелкую моторику, выработать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью.

Метод: подвижная игра.

Результат: снятие усталости, напряжения, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Инструкция:

- Я буду бросать вам мяч, а вы будете считать.

  1. Развитие связной речи.

Цель: создать условия для развития речевой активности обучающихся.

Задачи: трансформировать часть знаний в навык, развивать фонематический слух, развивать навык подбора относительных прилагательных, развивать голосовые и дыхательные возможности обучающихся.

- Посмотрите, у меня есть маски некоторых героев сказки. Это маска Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Волка. Выберите себе героя.

- Какой первый звук в кличке поросенка Ниф-Нифа? ([н’] – мягкий согласный звук).

- Какой первый звук в кличке поросенка Нуф-Нуфа? ([н] – твердый согласный звук).

- Какой первый звук в слове Волк? ([в] – твердый согласный звук).

- Из чего смастерил свой домик Ниф-Ниф? (Ниф-Ниф смастерил свой домик из соломы).

- Какой у него был домик? ( У него был соломенный домик).

- Из какого материала смастерил свой домик Нуф-Нуф? (Нуф-Нуф смастерил свой домик из веток. Его домик был деревянный).

- Давайте покажем, как Волк разрушал домики поросят. (Дыхательные упражнения «Сдуй листик»).

- А каким голосом говорил Волк с поросятами? (Волк говорил грубым голосом). Покажите.

- А когда переоделся в овечку, какой у него был голос? (Волк говорил тоненьким голоском). Покажите.

  1. Самостоятельная работа по сказке. 

Цель: создать условия для развития речевой активности обучающихся и мелкой моторики.

Задачи: трансформировать часть знаний в навык.

Метод: упражнения на индивидуальных карточках с дифференцированными заданиями, соответственно возможностям учащихся.

  1.  «Домики»

Цель: создать условия для развития мелкой  моторики, графо – моторных навыков.

Метод: упражнение.

  1. «Что изменилось?»

Цель: создать условия для развития внимания, наблюдательности, речевой активности.

Метод: словесный.

 - Рассмотрите картинки, назовите, что изменилось?

  1. Дидактические игры по теме. 

Цель: создать условия для развития речевой активности, контроль над качеством усвоения материала.

Задачи: трансформировать часть знаний в навык.

  1. «Слова – наоборот»

Цель: содействовать в развитии навыка подбора слов антонимического ряда.

Метод: словесный.

Инструкция:

- Я буду называть слова, а вы слова с противоположным значением.

Друг – враг,

большой – маленький,

много – мало,

быстро – медленно,

хитрый – простодушный,

защита – нападение,

ловить – отпускать.

  1. «У кого чей?»

Цель: содействовать в развитии навыка подбора притяжательных прилагательных.

Метод: словесный.

Инструкция:

- Давайте назовем, у  кого что есть.

Хвост поросенка – поросячий.

Хвост волка – волчий.

Ухо поросенка – поросячье.

Ухо волка – волчье.

Лапа волка – волчья.

Копытце поросенка – поросячье.

  1. «Скажи ласково»

Цель: содействовать в развитии навыка подбора слов уменьшительно – ласкательной формы.

Метод: словесный.

Инструкция:

- Все любят, когда их ласково называют. Давайте и мы потренируемся говорить ласково.

Дерево – деревце.

Волк – волчонок.

Дом – домик.

Хвост – хвостик.

Голова – головка, головушка.

Трава – травка, травушка, травиночка.

Солнце – солнышко.

Яблоня – яблонька.

  1. Итог занятия. Рефлексия. 

Цель: создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно осознают уровень сформированности УУД.

  1. Игра «Да-нет».

Цель: контроль над уровнем сформированности УУД.

Метод: словесный, итоговая беседа.

Форма: специально подготовленные вопросы по теме. 

- Сказка называлась «Два поросенка»?  нет.

- Волка проучили в сказке? Да.

- Поросята домашние животные? Да.

- Волк – домашнее животное? Нет.

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме. Метод: словесный.

Форма: подсчет фишек или любого другого стимулирующего  материала.(если присутствует данная форма стимуляции)

Цель учащихся: развивать навык самооценки.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

Метод: словесный.

Форма: специально подготовленные вопросы.

- Вам понравилось занятие?

- Какие игры вам запомнились больше всего?

- Посмотрите на картинки и определите свое настроение от занятия.



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [с] в прямых слогах и словах.

Цель: развивать умение автоматизировано произносить звук [с].

Задачи: совершенствовать навык произнесения  звука  [с];

развивать фонематические процессы;

развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление);

воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

развивать тонкие движения пальцев рук;

формировать положительную учебную мотивацию;

формировать положительные установки на участие в занятии;

воспитать доброжелательные отношения, воспитание усидчивости.

Оборудование:

компьютер,

аудиозаписи к слайдам,

аудиозапись  «Звонок»,

компьютер, для отгадывания загадок,

карточки – «снежинки» со слогами,

предметные картинки,

массажный мяч,

спички, для пальчиковой гимнастики,

фишки, для оценки работы на занятии.

Тип: закрепление и систематизация знаний учащихся на новом речевом материале.

Методы: словесный, наглядный, имитационные упражнения, релаксационные упражнения, мимические упражнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Психогимнастика «Лыжная прогулка», с использованием аудиозаписи.

Цель: создание положительного настроя, коррекция психофизических функций.

Задачи: включить учащихся в работу с первых минут занятия; способствовать раскрепощению детей, проявлению своего «я»; развивать воображение; преодолевать двигательную неловкость.

Метод: релаксационные, мимические, имитирующие упражнения.

Результат: эмоциональное состояние учащихся, интерес.

- Ребята, отгадайте загадку-

После осени пришла.

И сугробы намела.

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?  (зима)

- Представьте, что мы отправились гулять в лес на лыжах. Покажите, как ходят на лыжах? (имитирующие движения под музыку - релаксация).

- А теперь отгадайте еще загадку -

Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег.)

- Правильно! Представьте, что мы лепим снежки. (Имитирующие движения). Давайте, их кидать! (имитация).

- Покажите, как вам весело, приятно - улыбнитесь (расслабление, мимические упражнения). А теперь подул холодный ветер. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение, мимические упражнения). Опять поиграем в снежки. Согрелись? Вам тепло? Покажите, как вам весело. Вот  в таком настроении, с улыбками на лице, давайте продолжим наше занятие.

Взаимное приветствие. Проверка готовности помещения и рабочих мест к занятию.

Цель: создание комфортной психологической обстановки для последующей работы.

Метод: словесный.

Результат: выполнение инструкций учащимися по организации рабочего места.

        - Прозвенел и смолк звонок.

           Начинается урок.

           Все за парты тихо сели,

           На меня все посмотрели.

- Все готовы заниматься? (да).

Введение в тему.

Цель: уточнить имеющиеся знания учащихся по теме.

Метод: наглядный – ТСО (компьютерная презентация), словесный – специально подготовленные вопросы.

Результат: отгадывание загадки, самостоятельное озвучивание темы занятия.

- Отгадайте загадку.

Был простой, обычный дом,

Что же изменилось в нем?

Появилось украшенье –

Людям всем на удивленье:

Хрупкая и странная

Бахрома стеклянная.  (Сосулька).

- Какой первый звук в слове «сосулька»? ([с]). Какой третий? ([с]).

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (учиться правильно, произносить звук [с]).

- Молодцы! А помогать нам будет…

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Всю ночь летает, мышей добывает. (Сова).

- Какой первый звук в слове «сова»? (с). Повтори теперь и ты (ответ другого ученика).

- Расскажите нашей гостьи, как правильно должны работать наши помощники – губы, зубы, язык и воздух. (Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит внизу за зубами, воздух идет холодный посередине язычка).

- Давайте покажем умной сове, как дует холодный ветер в ее лесу.

«Дует холодный ветер»

Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно.

Метод: игровое упражнение.

Форма: индивидуальная и групповая.

Инструкция:

- Подули холодным ветром. Теперь ты подуй. А у тебя какой ветер получился?

«Ветер дует сильно – слабо»

Цель: развивать умение произносить звук [с] изолированно,  с разной степенью  громкости.

Метод: игровое упражнение.

Форма: групповая и индивидуальная.

-Покажите сове, как дует легкий ветерок, а как - сильный.

- Покажи, как дует сильный ветер. А ты – как слабый ветерок. (Ответы детей).

- На полях, лугах, крышах домов лежит снег. Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с]- покажите.  

- И  сдувает снежинки с домов,  с деревьев.

  1. Сообщение темы занятия. Основная часть.

Цель: развивать навык произнесения звука [с] в прямых слогах.

«Сюрприз».

Цель: плавно и незаметно перейти к основной теме занятия.

Метод: упражнение – трансформация части знаний в навык, формирование у учащихся готовности к практическим действиям.

Инструкция:

- Ветер дул так сильно, что к нам прилетели снежинки.

- Посмотрите на них.  Снежинки  не простые – на них написаны слоги. Прочитайте их для умной совы.

 «Падают снежинки»

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания.

Метод: словесное игровое упражнение.

Форма: индивидуальная.

Инструкция: произносить слоги, написанные на карточках по три раза.

Речевой материал:

са-са-са

со-со-со

су-су-су

сы-сы-сы

Критерии: правильно произнесенный  звук и сочетание звуков.

Мотивация: за правильно выполненное задание, учащиеся получают награду – фишку.

- Давайте, слепим снежки, покажем сове, какие мы умелые. (Раздать массажные мячи).

«Лепим снежки»

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Развитие памяти, внимания.

Метод: словесное игровое упражнение.

Форма: групповое.

Инструкция: произносить слоги, написанные на карточках, сопровождая речь с имитирующими движениями.

Материал: массажный мяч.

Речевой материал:

Са-со-су-сы

Со-су-сы-са

Су-сы-са-со

Сы-са-со-су

Са-со-су-сы

Критерии: правильно произнесенный звук и сочетание звуков.

Мотивация: за правильно выполненное задание, учащиеся получают награду – фишку.

- Из снежков мы сможем слепить снежную бабу.

«Катаем снежную бабу»

Цель: автоматизация звука [с] в прямых слогах. Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук. Выделение ударного слога. Развитие памяти, внимания.

Метод: словесное игровое упражнение.

Инструкция: произносить слоги, написанные на карточках, выделяя ударный слог и сопровождая речь с имитирующими движениями, правильно выполнять инструкции.

Материал: массажный мяч.

Речевой материал:

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-со-су-сы!; сы-са-со-су?

- Ребята, умной сове очень понравилось, как вы выполняли задания со снежинками. Она предлагает вам еще одну игру.

Пальчиковая гимнастика

«Сложи снежинку»

Цель: развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи: координировать речь с движением, снять усталость, напряжение.

Метод: игровое упражнение.

Инструкция:

- Мы будем выкладывать снежинки из спичек, и считать, сколько спичек понадобилось.

- Что будем выкладывать?

- Из чего будем выкладывать снежинки?

Результат: снятие усталости, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

- Умная сова посмотрела на ваши красивые снежинки, и решила дать вам еще по одной фишке.

3.  Закрепление учебного материала.

Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со  слогами са-со-су-сы.

Задачи: осуществлять контроль над качеством усвоения материала; трансформировать часть знаний в навык.

 «Эхо»

Цель: развить навык автоматизированного произнесения звука [с] в словах со  слогами са-со-су-сы.

Метод: словесное упражнение.

Форма: групповая работа.

Инструкция:

- В лесу все слова повторяет эхо. Давайте для нашей гостьи покажем, что и у нас тоже есть  эхо.

- Повторяйте за мной слова.

Речевой материал:

Сад сам сама сами сани санки сайгак сайка сапоги садовник садовод косы весы самокат сатин

Сын сытый сыпь сыск сынок  сыскать сыт сыпать

Сом сон Соня сова собеседник событие совет соединить сосед сосуд сода сок сосна сосулька собака сопка  сотня

Суп сумка суббота судоходный суматоха суховей суть суд судно сук сукно сундук  сухо суметь

Цель учащихся: совершенствовать навык автоматизированного произнесения изучаемого звука.

Критерии: правильно произнесенные слова со слогами са-со-су-сы.

Мотивация: фишка.

Результат: автоматизированное произнесение звука [с] в словах со  слогами са-со-су-сы.

 - Вы так старались! Умная сова предлагает вам немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Цель: снять усталость, напряжение.

Задачи: внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую и мелкую моторику, выработать четкие, координированные действия во взаимосвязи с речью, совершенствовать навык автоматизированного произнесения слогов са-со-су-сы.

Метод: подвижная игра, танец.

Инструкция: выполнение команд логопеда.

Результат: снятие усталости, напряжения,  создание положительного настроя на дальнейшую работу.

- Понравилась вам  наша физкультминутка?

- С этими заданиями вы тоже хорошо справились. И вам  вручается еще по  одной  фишке.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия.

  1. Игра «Да - нет».

Цель: контроль над усвоением материала.

Метод: словесный, итоговая беседа.

Форма: специально подготовленные вопросы по теме «Звук [с]».

- Когда мы произносим звук [с] губы в улыбке? Да.

- Воздушная струя теплая? Нет.

- Воздух свободно проходит через рот? Нет.

- Есть преграда? Да.

2) Оценка достижений на занятии под руководством логопеда.

Цель: определить степень усвоения учащимися материала по теме «Автоматизация звука [с]».

Метод: словесный.

Инструкция:

- Посмотрите сколько правильных ответов вы сегодня дали, сосчитайте фишки.

Критерии: материал усвоен, если фишек 9 и больше.

Цель учащихся: развивать навык самооценки.

3)Оценка эмоционального состояния.

Цель: выявить эмоциональный отклик на занятие.

Метод: словесный.

Форма: специально подготовленные вопросы.

- Вам понравилось занятие?

- Вам было интересно?

- Какие задания вам запомнились?

- Если вы со всеми заданиями справились, то нарисуйте веселую мордочку. Если не совсеми -  печальную.

- Спасибо вам большое. Мне было очень приятно с вами общаться.

- За отличные ответы – получите все конфеты!

Запасные задания.

«Отгадывание загадок».

Цель: контроль над  качеством усвоения материала.

Метод: словесное упражнение.

Форма: групповая.

Инструкция:

- Отгадайте загадки. В отгадках четко произносите звук [с].

Цель учащихся: трансформировать часть знаний в навык.

Мотивация: фишка.

Результат: правильный ответ.

Речевой материал:

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся. (Сугроб.)

На дворе - горой,

 А в избе - водой.  (Сугроб).

Покружилась звездочка

 В воздухе немножко,

 Села и растаяла

 На моей ладошке.  (Снежинка).

Дом ее на белой туче,

 Но ей страшен солнца лучик.

 Серебристая пушинка,

 Шестигранная ...  (Снежинка.)

Что за нелепый человек

 Пробрался к нам в двадцатый век?

 Морковкой нос, в руке метла,

 Боится солнца и тепла?  (снеговик)

С метлой в руке,

 С ведром на голове

 Стою зимой я на дворе. (Снеговик.)

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее … «Снегурка».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ЛОГОПЕДИИ

ТЕМА «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

[С] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»    

1 КЛАСС

           

ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД   МОУ СОШ № 88

            ДМИТРИЕВА Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по логопедии "Безударные в корне слова"

Плотникова Г.В., учитель-логопед, МС(К)ОУ «Школа-интернат №22, Vвида», Кемеровская область, г.Кемерово   Представленная статья содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное з...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Конспект логопедического занятия, для  учащихся 2 класса с логопедическим заключением дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспект-план занятия по логопедии.

Материал по проведению логопедического занятия....

конспект урока логопеда по коррекции дисграфии в 3 классе "Безударные гласные"

занятие по коррекции дисгафии в 3 классе (второй год обучения) "Безударные гласные "...

Конспект занятия логопеда в подготовительной группе.

Обучать дошкольников отвечать на вопросы полным ответом; закреплять умение делать звуко-слогой анализ слов, познакомить дошкольников с разными видами шляп....

Конспект по логопедии для 1 класса: "Гласные звуки и буквы"

Логопедическая тема: Гласные звуки и буквыЦель: Создать условия для уточнения и сравнения артикуляции гласных звуков, гласных буквЗадачи: Логопедические:Закреплять фонематическое представление звуков ...