Буквы сходные по начертанию ч, ь, ъ.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Копликова Наталья Николаевна

Различение сходных по начертанию букв. Гость занятия - Чиполлино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_ch-t_na_sayt.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы сходные по начертанию  ч, ь, ъ».

Цели: учить различать и читать сходные по начертанию буквы занятия,  упражнять в написании букв занятия и слов с ними; уточнять и обогащать словарь; развивать логическое мышление, зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память, произвольное внимание; воспитывать толерантность, самоконтроль.

Оборудование:  раздаточные карточки с изображениями букв занятия, предметные картинки, тетради, ручки, магнитофон, слайд №1, зеркала, разрезная картинка Чиполлино.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Включение речевого внимания и слуха.

- Садятся те дети, которые назовут звук, с которого начинается их имя.

  1. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения. Следить за точностью выполнения упражнений и осанкой детей.
  2. Актуализация опорных знаний.

- Какие звуки речи вы знаете?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными?

- Чем буквы отличаются от звуков?

Введение в тему занятия.

   Молодцы! Но есть буквы, которые не обозначают звука. На доске вывешиваются буквы Ь, Ъ из разрезной азбуки.

Отгадывание загадки:

Он пыхтит как паровоз, важно держит к верху нос.

Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться.

                                                                        (Чайник)

- Какой первый звук в слове чайник? Буква Ч вывешивается рядом с буквами Ь, Ъ.

-Ь обозначает мягкость согласных, после которых он стоит. Но  еще он замечательный актёр, помимо обозначения мягкости может разделять гласную и согласную буквы.

-Ъ это буква твердый знак. Без неё в письме ни как. Коль пропустишь ты его, можно ожидать всего. Мы сейчас покажем вам, как он очень нужен нам. Мы читаем: «Мой отец сел на завтрак огурец». Что не так?  Помоги нам твёрдый знак. Оказалось: «Мой отец съел на завтрак огурец!» Твёрдый знак пробил дорогу, раздвигая букв ряд.

Даётся характеристика звука Ч-согласный, всегда мягкий, глухой.

 Ребята, как вы думаете, с какими буквами мы сегодня будем работать? Ответы детей. – Молодцы! Вы правильно догадались.                                                    Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, чтобы узнать кто это, нужно собрать разрезную картинку (Чиполлино).

     Ребята, давайте поможем Чиполлино прочесть слоговые цепочки. Слайд №1

    4. Гимнастика для глаз. Проделки Чиполлино.

  1. Работа у доски.  Использование предметных картинок (чайка, снегирь, чибис, лебедь). Упражнение в написании букв Ч,  Ь, Ъ.  
  2. Пальчиковая гимнастика «Карандаш».

Логопед: Кто за дверью? Тихо…Слышишь?

                        Там опять скребутся мыши.

                        Нужно мышек нам позвать,

                        Будем буквы мы писать.

  1. Работа в тетрадях по карточкам. Списать, найти в словах буквы занятия и подчеркнуть их. Ч-зеленым цветом, Ь- желтым цветом  и Ъ- коричневым цветом.

Листья, стулья, часы, мяч, тачка, подъезд, въезд.

  1. Динамическая пауза под музыку из сказки.
  2.  Закрепление пройденного материала. Ребята, Чиполлино пора уходить в сказку. Давайте ему на прощание назовем слова, начинающиеся на звук Ч. 
  3. Итог занятия. С какими буквами мы работали на уроке?

                                   Что нового вы узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"

Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством исполь...

Тема: «Буквы, сходные по начертанию И-Ц».

Учить различать оптические образы букв И-Ц, для формирования устойчивых связей между фонемой-графемой-кинемой....

"Дифференциация оптически сходных букв. Буквы Х-Ж."

ТЕМА: «Дифференциация оптически сходных букв. Буквы х – ж»ЦЕЛИ:- Учить детей выделять «опорные» признаки букв х – ж; соотносить звук с соответствующей буквой;-  Закреплять связь между фонемой – а...

Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."

Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....

Слайдовое сопровождение логопедического занятия на тему "Буквы, сходные по написанию: Б и Д"

Данное слайдовое сопровождение логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии для учащихся 2 класса  общеобразовательных школ может быть полезно для логопедов, учителей началь...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Дифференциация оптически сходных букв. Начертание букв, отличающихся добавочным элементом Дифференциация б-д, в-ф.

соотнесение буквы со звуком и символом; сравнение элементов букв; развитие оптико-пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций; дифференциация оптически сходных букв в слога...