Дифференциация букв Б и Д
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

конспект занятия по профилактике оптической дисграфии на дифференциацию строчных букв Б и Д с элементами сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differenciaciya_strochnyh_b_d.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация букв  б — д. (профилактика оптической дисграфии)

Цель: организовать деятельность учащихся по различению рукописных и строчных букв «б» и «д» изолированно, в слогах, словах.

Задачи:

  1. научить детей сравнивать буквы б - д по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками;
  2. закрепление правильного написания букв «б»-»д» на письме (изолированно, в слогах, словах)
  3. развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. 
  4. организовать рефлексивную деятельность учащихся;
  5. развивать  коммуникативные навыки;
  6. формировать работу  в парах, самостоятельную работу.

Воспитание формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, формирование коммуникативных и регулятивных УУД.

Орг момент.   Знакомство, приветствие учителя, учеников. Дети рассаживаются за парты, записывают в тетрадях число…. и

Проблемная ситуация:

Обращаю внимание детей на сидящего сзади Муравейку с письмом. Ребята, это мой друг Муравейка, он живет в волшебном лесу. Видимо, там что-то произошло….

Читаем письмо – Белочка и Дятел просят помощи – их злая Клякса выгоняет из леса.  Сможем ли мы помочь? В волшебном лесу нас могут поджидать различные трудности…

Ритуал входа в сказку – через волшебное дерево ( со светящимися цветами- посмотреть, сколько раз дерево сменит цвет – развитие зрительного внимания) – дерево раз, дерево два, дерево три – в сказку скорее нас проводи!

Вот мы и в сказке… нас встречает Клякса – зачем пришли? Мой лес!

Ответы детей.  

Разговор с Кляксой: «Дятел деревья портит, а Белочка – вообще бесполезный зверь!»  

 Не такие уж и бесполезные звери и птицы в лесу живут!  (ответы детей, небольшой рассказ с новыми фактами из жизни дятлов и белок)).. А Клякса свое твердит –  «Мой лес! Все уходите!»

Давайте попробуем спрятать наших героев – только вот куда?

Размышления детей.    Рассматривание картинок с изображением Белки  и Дятла.

Характеристика звуков:

[б] – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;

[д] - согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у десен.

- Сопоставление звуков, установление сходства и различия перед зеркалами. Сходство: оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Различие: место преграды.  гуБы  Б, зубы, десна –Д    (секрет 1 чтобы никогда не путать буквы Б и Д)

  1. А на какие буквы они  похожи ?  Сравнение буквы б с очертаниями белки.(пушистый хвост белки направлен вверх, буква б вписывается в силуэт белки,),     Сравнение буквы д с очертанием дятла.(хвост упирается в ствол и служит ему опорой при лечения дерева, направлен вниз.) Буква д вписывается в силуэт дятла. Накладываем буквы на изображения.
  2.   СЕКРЕТ 2 - чтобы никогда не путать буквы Б и Д – вспоминайте белочку и дятла.
  3. Как напишем буквы?  Давайте потренируемся! (работа в тетрадях - пишем красиво буквы б и д).

6. Динамическая пауза.

- Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д”  – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:

Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.

7 Дифференциация букв “б” и “д” в слогах. Игра “Чей это хвостик?”

 Работа с доски    - Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Точки над или под овалом подскажут вам, чей это хвостик.

,

Запишите слоги на листочках,

8 Дифференциация букв “б” и “д” в словах.    Прочитайте слова. Вставить пропущенные буквы. – работа на карточках-картинках. ( взаимоконтроль – меняются карточками, проверяют)

 Чтобы Клякса никого больше не пугала и не выгоняла из леса, давайте превратим её в деревья, в названии которых есть буквы  Д  и Б (по схеме – дубы) – написанные на стикерах слова приклеиваются к кроне дерева. Белочка и Дятел благодарят детей за помощь

9. Муравейка напоминает, что в сказке детям находиться можно только ограниченное время - ритуал выхода

 дети становятся в круг, протягивают ручки к светящемуся дереву и произносят слова:– «дерево раз, дерево два, дерево три – скорее домой нас проводи!»

10. итог занятия.  

вот мы и дома!  - какие буквы вспоминали и сравнивали?

Какие 2 секрета вы узнали?  Какой секрет вспомните, чтобы не перепутать на письме буквы б и д?

Белочка и Дятел оставили нам подарки – свои портреты с подсказками секретов, только их нужно раскрасить- а это будет д/заданием!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 2 класс.Дифференциация букв Б - Д...

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация  букв  Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образ...

«Дифференциация букв и звуков п и б»

Проект используется  в учебно-воспитательном процессе 1-х классов на стадии обучения грамоте. Имеются:.краткое описание, тезисы, сценарии, презентация к каждой части - 1-3 урока.   ...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация букв А-О"

Цель занятия : научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки), закрепить связи между фонемой – артикулемой – графем...

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...