Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.
материал по логопедии по теме

Комар Елена Владимировна

Данная методика работы  будет интересна логопедам,психологам, учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_diagnostiki_rechevyh_narusheniy.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики речевых нарушений

у детей с билингвизмом

Диагностика устной речи

Вид диагностики

Инструкция

Цель диагностики

1. Вводная беседа (общие сведения о себе, своей семье, ближайшем окружении; знает ли ребенок, какой он национальности, на каком языке говорят дома)

Давай мы с тобой побеседуем. Я буду тебя спрашивать, а ты — отвечать. Но можешь и ты задавать мне вопросы

Выясняются особенности экспрессивной диалогической речи, понимание речи, коммуникабельность, интересы, ориентировки в месте и времени, социальная ориентировка

2. Исследование словаря и навыков словообразования:

а) активный словарный запас;        

б) знание обобщающих слов;

в) навыки словообразования;

Сейчас я покажу тебе красивые картинки, а ты назови мне те, которые знаешь (вначале на родном языке, потом на русском).

Давай наведем порядок на столе, разложим картинки в стопочки: что к чему подходит. Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках? А как назвать одним словом предметы, изображенные здесь? (Ребенок дает названия сначала на родном, затем на русском языке.)                   Посмотри, в этой стопочке — картинки с изображением домашних животных. У них есть детки. Скажи, кто у кого есть (на двух языках). А в этой стопочке — картинки с изображением овощей (фруктов, мебели, одежды). Какие фрукты ты больше всего любишь? Из яблок сделали сок. Как называется такой сок? (Аналогично обследуется образование других относительных и притяжательных прилагательных от существительных.)

Определение объема активного словарного запаса как родного, так и русского языка, сопоставительный анализ. Определение уровня владения обобщающими понятиями, навыками классификации.

Определение уровня владения навыками образования относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительной формы имен существительных, знание названий детенышей животных

А на этих картинках изображены игрушки. Посмотри, какая красивая кукла! Она совсем как настоящая, только маленькая. Смотри, у тебя большая рука, а у куклы маленькая... (нога, нос, глаза, бант). Ты живешь в большом доме, а кукла в маленьком... (стул, стол)

3. Исследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата.


Поиграем в обезьянку. Смотри, что я буду делать, и повторяй за мной, как обезьянка. (Ребенку предлагается выполнить 12 действий по подражанию: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой; 4) сделать губы бубликом; 5) высунуть язык «лопаткой»; 6) высунуть язык «иголочкой»; 7) поднять язык вверх к носику; 8) опустить вниз к подбородку; 9) поставить язык за нижние зубы, затем за верхние зубы; 10) поместить кончик языка в правый, затем в левый угол рта («часики»); 11) щелкать языком;   12) произносить звук [а] на твердой атаке, на мягкой атаке

Оценка объема, точности, симметричности движений, способности к переключению. Выявление симптомов нарушения орального праксиса и отклонений в строении органов артикуляционного аппарата

4. Исследование звукопроизношения

Повторяй, как я. (Предлагаются слоги и слова, содержащие следующие звуки: свистящие, шипящие, л, ль, р, рь, задненёбные. Звуки, отсутствующие в родном языке, в обследование не включаются.)

Выявление дефектов звукопроизношения

5. Исследование фонематического восприятия

А теперь поиграем в попугайчика. Ты видел когда-нибудь говорящего попугайчика? Он повторяет точь-в-точь то, что говорят люди. Ты будешь попугайчиком. Повторяй то, что я скажу. А я от тебя спрячусь,  чтобы ты меня не видел, а только слышал (логопед закрывает рот экраном). Для повторения предлагаются слоги, содержащие оппозиционные фонемы,  присутствующие в обоих языках.

Давай опять смотреть красивые картинки. Скажи, что на них нарисовано? А теперь разложи картинки в 2 столбика: в первый столбик картинки со звуком [с], во второй со звуком [ш]. (Аналогично другие пары звуков: обследование проводится вначале на родном, затем на русском языке.)

Определение уровня развития представлений и фонематического анализа, выявление нарушений фонематического восприятия

6. Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Сейчас будем повторять трудные слова. Но ты так хорошо отвечаешь, что легко справишься с ними. Попробуем? Предлагаются для повторения слова различной слоговой структуры (трехсложные: лопата, ботики, молоко; четырехсложные: пирамида, собирает, поливает; пятисложные: умывается, одевается, вытирается; со стечением согласных: танкист, космонавт, сковорода, термометр, воспитательница)

Определение точности воспроизведения звукослоговой структуры слов, характера имеющихся искажений

7.   Исследование грамматического строя речи:

а) простое предложение;

б) сложное предложение;

в) употребление падежных форм существительного без предлогов;

г) употребление предлогов

Посмотри на картинку. Скажи, кто здесь нарисован, что он делает? Повтори предложение, которое получилось. А теперь составь предложение по этой картинке (4—5 картинок). Давай составим предложение по этим двум картинкам (4—5 серий картинок). Посмотри на картинку. Кого (что) нарисовал художник? Картинки   прячутся.   Посмотри, кого (чего) нет? Давай сделаем животным подарки.

Рыбу подарим ... (картинка с  изображением   кошки). Аналогично: заяц — морковь, корова — трава, собака — косточка, белка — орехи, лиса — курица. А что подарим мальчику? (машинка, ручка, карандаш, мишка).

    На этой картинке прячутся игрушки. Куда спряталась кошка (под стол), мишка (на шкаф), кукла (за стул), собака (в ящик)? Захотела я поиграть с куклой (мишкой, собакой...) Откуда возьму собаку (куклу, мишку)?

Выявление особенностей фразовой речи, наличия аграмматизмов

8. Исследование связной речи

Посмотри на эти картинки. Здесь изображена интересная история. Вначале было вот что, затем вот что и вот чем все закончилось. Посмотри внимательно, разберись, что же произошло? А теперь расскажи мне эту историю. (Предлагаются последовательно 2 серии из трех картинок. Задание выполняется как на родном, так и на русском языке)

Определение смысловой целостности рассказа, его лекси-ко-грамматического оформления и степени самостоятельности выполнения задания

9.   Исследование понимания обращенной речи:

а) понимание слов;

 б) понимание фраз;

в) понимание

 инструкций из 2—3 пунктов;

г) понимание              предлогов;

д) понимание логико-грамматических конструкций

Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй:

Покажи, где нарисован ...

 Покажи картинку, на которой нарисовано: «Девочка читает», «Мальчик сидит на стуле» и т. п.

Встань, подойди к окну. Подойди к столу, сядь, возьми ручку. Поставь ручку в стакан, возьми карандаш, отдай его маме.

Покажи, где нарисована кошка на мяче, под мячом (и т. д.) 

По одному предмету: «Покажи тетрадь». По двум предметам (не меняя интонации):

«Покажи карандаш и тетрадь».

«Покажи тетрадью карандаш,   карандашом   ключ, ключом тетрадь»...

«Покажи, где хозяин собаки, где мамина дочка, где мама дочки.»…

Определение уровня понимания отдельных слов, простых и сложных грамматических конструкций

Диагностика неречевых процессов:

Вид диагностики

Инструкция

Цель диагностики

1. Диагностика зрительно-предметного восприятия:

 а) узнавание «зашумленных» предметных картинок;

б) узнавание символических изображений; контурных изображений предметов, геометрических   фигур, букв;

в) складывание разрезанных   картинок;

г) методика Кооса

Сейчас я покажу тебе «хитрые» картинки. Догадайся, что здесь нарисовано.

Будем делать красивый коврик, такой, как здесь (демонстрация)

Определение уровня развития зрительного гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

в) складывание разрезанных картинок;

г) методика Кооса

Будем делать красивый коврик, такой, как здесь (демонстрация).

2. Диагностика слухомоторных координаций:

 а) оценка ритмов;

б) воспроизведение ритмов

Скажи, сколько раз я стучала?

Послушай внимательно и стучи так, как я:

II, II  I, I  II, II, I  I, I  III и т. д.

Определение уровня развития акустического гнозиса, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

3. Диагностика сомато-пространственных представлений:

 а) показ частей своего тела;

б) показ правой (левой) рукой предметов;

в) пробы Хэда

Покажи свою правую (левую) руку, ногу, глаз, ухо.

 Покажи правой рукой стул, левой — окно; возьми левой рукой карандаш, правой — лист бумаги.

Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п.

Определение уровня развития пространственных ощущений собственного тела, пространственных ориентировок, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии

4. Диагностика динамического праксиса и мелкой моторики:

а) пересчет пальцев;

б) проба «Кулак — ребро — ладонь»;

в) графическая проба «Заборчик»

Делай, как я (показ).

Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня

Определение моторной зрелости, выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая карта диагностики речевых нарушений у школьников

В настоящее время  выявляется большое количество  детей с нарушениями развития психоневрологических  функций. Данные нарушения могут быт...

"Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург.

"Диагностика реяевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург....

Диагностика речевых нарушений и уровня функционального базиса речи младших школьников

Представлен вариант речевой карты для фиксации результатов логопедического обследования младших школьников....

Содержание и организация диагностики речевых нарушений у учащихся

В начале каждого учебного года учитель-логопед общеобразовательной школы проводит зачисление учащихся на коррекционные занятия. Учителя начального звена стараются направить на такие занятия как можно ...

Использование различных приёмов работы при диагностике речевых нарушений.

Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают, когда они начинают учиться в школе. У одних это проявляется в трудности освоения навыков письма, чтения, счёта, у других – в неумении ...

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.

В пособии предлагается методика, сочетающая традиционные для логопедической практики приемы с нейропсихологическими методами обследования речи. Методика имеет тестовый характер, но основное вним...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...