Упражнения для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Ворончихина Ирина Владимировна

Примеры упражнений для развития мелкой моторики у учащихся С(к)ОУ 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников. 
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное. 

Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:

  1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
  2. Группа направлена на развитие координации движений;
  3. Группа развивает ловкость пальцев;
  4. Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики

  1. Игры с пластилином;
  2. Игры с конструктором, мозаикой;
  3. Тренажеры для развития мелкой моторики;
  4. Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
  1. Заполнить просторную коробку пуговицами.
  2. Перетереть пуговицы между ладонями.
  3. Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  4. Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
  1. Игры с крупами:
  1. Пересыпать крупу
  2. «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  3. Найти игрушку
  4. «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
  1. Шнуровки;
  2. Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
  1. Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  2. Самомассаж ладони
  3. Самомассаж пальцев рук
  4. Упражнения с массажерами
  1. Рисование:
  1. Карандашом, кистью
  2. Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  1. Игры с бумагой:
  1. Складывание различных фигур;
  2. Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
  1. Упражнения с мячами:
  1. Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  2. Катать мяч по часовой стрелке;
  3. Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
  1. Игры со счетными палочками:
  1. Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

  1. Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  2. Лучше адаптироваться в практической жизни;
  3. Научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук....

Система игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Учащиеся  с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения  моторной сферы. Все это отрицательно сказывается на  развитии и социализации  учащихся с умеренной умственной отсталос...

Упражнения для развития мелкой моторики детей.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения для развития мелкой моторики учащихся.Известный итальянский педагог,психолог и врач Мария Монтессори отмечала,что благодаря контакту с окружением и собственным исс...

Упражнения для развития мелкой моторики рук (в коррекционном классе VIII вида)

Подобраны материалы., которые помогут учителю для работы над мелкой моторикой рук...

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.

Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У дет...

Упражнения для развития мелкой моторики

Развивать мелкую моторику у ребенка необходимо с раннего возраста. Предлагаю ряд упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного и школьного возраста....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...