Логопедическое занятие "Твёрдые и мягкие согласные"
план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

Писарева Татьяна Сергеевна

Данное логопедическое занятие направлено на формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности. Одним из механизмов реализации цели и задач являются: АМО, игровые технологии, компьютерные технологии, бланковая методика.  Актуализация знаний, деятельный подход решение проблемной ситуация : Для чего? первичное закрепление во внешней среде, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-включение в систему знаний и повторение.

-самостоятельная работа с проверкой выполненного задания. Самоконтроль свей деятельности

-рефлексия деятельности Метод + - интересно, самоанализ собственной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvyordye_i_myagkie_soglasnye.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

 2 классё

Образовательное учреждение

Муниципальное казённое (коррекционное) образовательное учреждение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида г Поронайска

ФИО

Писарева Татьяна Сергеевна

Наименование разработки

Твёрдые и мягкие согласные

Аннотация

Данная работа направлена на формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности. Одним из механизмов реализации цели и задач являются: АМО, игровые технологии, компьютерные технологии, бланковая методика.  Актуализация знаний, деятельный подход решение проблемной ситуация : Для чего? первичное закрепление во внешней среде, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-включение в систему знаний и повторение.

-самостоятельная работа с проверкой выполненного задания. Самоконтроль свей деятельности

-рефлексия деятельности Метод + - интересно, самоанализ собственной деятельности

                                                    Описание разработки

Класс, профиль

2 класс, логопедия

Тема

Твёрдые и мягкие согласные

Тип урока

комбинированный

Цель

формирование умения выделять  твёрдые   и   мягкие  согласные в устной и письменной речи

Задачи

Коррекционно-образовательная: упражнять в  умении определять твёрдость и мягкость согласного звука в слоге, слове; обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед гласными на письме

Коррекционно-развивающая: развивать фонематическое восприятие, произвольное внимание с помощью игровых упражнений;  активизировать словарный запас.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать  самоконтроль.

Приобретаемые навыки обучающихся

1.Твёрдые  мягкие согласные?

2.Самоконтроль своей деятельности

Форма организации обучающихся

подгрупповая

Форма работы учителя

1.планирование

2.регулирование и коррегирование

3. контроль

4. анализ результатов

Технические средства

компьютер

Программые ресурсы

Оборудование

Демонстрационный: слайды

Раздаточный: карточки, фломастеры.

Здоровьесберегающие технологии:

Методика Базарного(стихотворные упражнения)

Рефлексия:

АМО Т.В. Лазарева.

Этап работы

Содержание этапа

Методика использования ИСО

Время

1.Организационный момент. АМО(элементы)

Цель: снять психологическое напряжение, создать комфортную обстановку начала урока.

 - Доброе утро. Меня зовут Татьяна Сергеевна. Работаю учителем-логопедом в другой школе. Я рада видеть вас.

Метод: «Энергизатор»

Цель: мобилизация на занятия.

Начинается урок
он пойдёт ребята впрок,

Постарайтесь всё понять ,

И новое узнать. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет отличной.

3 мин

Сегодня занятие поможет провести Волшебник Гарри Поттер и его любимая Сова Букля они приглашают вас в школу Волшебников., приготовили задания.

 Вы согласны? (У кого будет готов правильный ответ на задания поднимает сигнал- готовности(готов ответ) красный сигнал тревоги: я не понял, я не готов.Предлагаю игру

СЛАЙД 1

Гимнастика для мозга.

Цель: активизирует процесс мышления.

Приём: упражнение «Умная шляпа»»

Давайте наденем воображаемую шляпу, которая поможет справиться с любыми трудностями.

Цель: потереть ладоши друг о друга, взять воображаемую шляпу обеими руками. Медленно одеть на голову. Двумя пальцами правой и левой руки пощипываем уши под счёт 8 (большой палец сверху)

2.Актуализация знаний. цель: создание проблемной ситуации

У Гарри Поттера приготовил задания для тренировки вашего внимания.

Прочитайте слова верхней строки, определите лишнее слово по произношению ,и назовите в каждой строке лишнее слово, не подходящее к остальным словам в ряду.(по звучанию прочитайте вторую строю определите лишнее слово)Почему?

-флаг, ров, лист, лук

- нос, мел, ряд, люк

(ответы: согласный, твёрдый, )

-( ответы детей)

СЛАЙД  2

5

 

-Ребята, как вы считаете, какую  тему мы будем изучать в школе Волшебников?( ответы детей)  

 -Сегодня мы будем упражняться различать твёрдые и мягкие согласные.

 

Как вы считаете, а для чего вам необходимо упражняться в различении твёрдых и глухих согласных?(цель)

СОВА БУКЛЯ-БЕЛЫЙ КОНВЕРТ

- Вспомним правило.+ на парте памятка.(чтение учащимися 2)

(слайд) Перед гласными А,О,У,Ы,Э- звук согласного произносится твёрдо.

Перед  гласными  Я,Ё, Ю,И,Е- звук согласного произносится мягкоЗвук-произносим, букву видим и произносим.

- Какие звуки всегда твёрдые? (ц,ж,ш)

- Какие звуки всегда мягкие? (й, ч,щ)

Знакомство с новым (первичное закрепление)

Цель: развитие слухового восприятия.

1.Приём: «Волшебный слог»

Цель: я произношу слоги, а вы поднимаете квадратик соответствующий: мягкий звук -зелёный, синий звук- твёрдый. -да-дя ло-лё сы-си  зы-зи ру-рю мэ-ме.

2. Игра «Перевёртыши».

 Изменить слово так, чтобы твёрдые согласные стали мягкими.

Нос-нёс . был-бил, лук-люк, вол-вёл, ров-рёв, , рад-ряд, воз-вёз.,завал, мыл Молодцы. Тренировка памяти. Повтори ряд слов. (повторить по памяти)(сигналы)

5

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие кординации  и мелкой моторики рук.

Приём.  «К-Р-Л» «Индейцы»

1

3. Закрепление нового материала.

Цель: развитие произвольного

внимания.

СОВА БУКЛЯ – ОРАНЖЕВЫЙ конверт

  1. Работа по карточкам. «Волшебный карандаш» (синий,зелёный) На карточке слова. Прочитайте слова и подчеркните. Проверка.

2

Упражнения для глаз. Стихотворные упражнения по Базарному..Цель способствует улучшению координации глаз, снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшает кровообращение

Приём : «Лабиринт»

Цель: Глазки видят всё вокруг,

           Обведу я ими круг

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг( поморгать и спокойно посмотреть вдаль)до5

1 мин

Бланковая методика

Цель: актуализация знаний, степень усвоения знаний

 СОВА  БУКЛЯ- ОРАНЖЕВЫЙ КОНВЕРТ(ДЕТИ читают памятку_Бланковая методика)

2.Приём: Игровое упражнение «Художник» 

На карточке записаны слова. Распределите слова с твердыми и мягкими согласными, напротив каждого слова закрасить синим или зелёным цветом.

лампа

клён

окно

кисти

тюбик

зонт

пюре

парта

Ответы детей.(какая)

Составить  словосочетания со словами: слова для справок: настольная, пластиковое, красный, фруктовое, старый, художественные, мокрый, деревянная.

5

Физ. пауза.

Цель: развитие координации движений.

Гора высокая(руки поднять вверх, потянуться)

Река глубокая (присесть)

Звезда далёкая( подняться, руки вверх)

И одинокая ( руки в стороны)

1мин

Закрепление материала.

Цель: произвольное внимание, орфографичекие навыки

СОВА БУКЛЯ – КРАСНЫЙ конверт

Инструкция. Исправь ошибки в предложении.(прочитать )

Дождык, дождычек грибнёй,

Не беги ты стёрёной.

К нам спеши  не мешкяй

С грюздем, сироежкёй. (Проверка на слайде)

 (слайд Гарри Поттер Сова Букля – твёрдые-мяг.)

Задание: Отделить слова друг от друга, чтобы получилось предложение, выделить твёрдые и мягкие согласные.

Дополнительно по времени( выделить на слух мяг-твёрд, вспомни слова)

Игра « Доскажи словечко» В лесу живёт рыжая ……

Мы купили для рук душистое …..

Ложку держат в правой ………..

По времени: Внашемсадурастутцветы.

5

Итог: цель: систематизация полученных знаний.

-Какая тема сегодня на занятии?

-Давайте вспомним, когда согласный произносится твёрдо, мягко? Приведите пример. Какие согласные всегда твёрдые, мягкие?

1

Рефлексия. АМО

Цель: выявить, что удалось, по мнению обучающихся на данном уроке.

КОНВЕРТ-ЗЕЛЁНЫЙ.

Метод «Плюс-минус-интересно»

У вас есть карточки, на которых изображён +, _ интересно. Выберите +, если вам понравилось наше занятие вам пригодятся знания;

- не понравилось и в дальнейшем не пригодится

Интересно- вам было интересно, вы бы хотели продолжить занятии в следующий раз.

Гарри Поттер  и Сова Букля вручают каждому  «Кубок Знаний» Школы-волшебства.

Удачи вам у учёбе. Мне было приятно с вами работать.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Конспект логопедического занятия. Твердые и мягкие согласные.

Конспект разработан для закрепления понятия твердых и мягких согласных....

Конспект логопедического занятия «Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных о – ё в слогах, словах»

Цель: Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными.  Фонетический разбор слов с характеристикой звукового составаЗадачи:Закреп...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные звуки" с учеником 2 класса с ОВЗ.

На данном занятии мы разбираем мягкие и твердые согласные с учеником 2 класса....