Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные звуки" с учеником 2 класса с ОВЗ.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

На данном занятии мы разбираем мягкие и твердые согласные с учеником 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_myagkie-tverdye.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие "Твердые и мягкие согласные звуки"

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков в 1 классе.

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Задачи:

- формировать функциональную грамотность;

- учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти;

- развивать мелкую моторику;

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: интерактивный стол, кубики (зеленый, синий, красный), доска, микрофон, карточки с буквами, два домика (синий и зеленый), перо желтого цвета, клавиатура.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Динамическая пауза. Дыхательные упражнения
  5. Изучение нового материала. Чтение слоговых рядов.
  6. Гимнастика для глаз.
  7. Закрепление пройденного материала
  8. Итоги занятия.

Ход занятия:

Орг.момент

-Здравствуй, Саша. Сегодня занятие начнем с задания «найди лишний рисунок». Обрати внимание на первый согласный звук.

(на доске 4 картинки: кит, кот, дым, рак)

- Лишний КИТ, т.к. слово начинается с мягкого согласного, остальные – с твердых согласных звуков.

Основная часть. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы с тобой поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

- Давай назовем твердые и мягкие согласные парами. Обрати внимание на то, как меняется положение твоего языка, губ при произношении. Итак, начинаем. (Ребенок произносит пары согласных звуков: В - В’, Д - Д’, М – М’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

- Скажи, пожалуйста, ты помнишь, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? (Твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом.)

- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? (В синем домике живут твердые согласные.) А какие в зеленом? (В зеленом домике живут мягкие согласные.)

Дифференциация твердых и мягких согласных. «Какой это звук?»:

У тебя на столе лежат 2 кубика: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажи синий кубик, если с мягким – зеленый:

 Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры.

-Обрати внимание на доску, где нарисовано дерево? (между домиками)

Дыхательные упражнения

-Скажи, пожалуйста, кто живет на деревьях? (птица, насекомые)

- Попробуй сдуть всех насекомых с дерева.

(напоминаем, как правильно дуть в микрофон)

Основная часть. Чтение слоговых рядов.

- Перед тобой табличка со слогами. Прочитай мне их, пожалуйста. (интерактивный стол)

- Ты обратил внимание на то, что если после согласной буквы  стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я, и), согласный будет произносится мягко? (Да)

- Теперь выполняй по моему заданию: прочитай слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д. ( В первом столбике нет таких слогов; сё,сё; сэ, сэ)

Гимнастика для глаз.

- На нашем дереве не только насекомые живут, но и птицы. Вот от одной птицы перышко осталось. Попробуй проследить за ним глаза, при этом зафиксировав голову неподвижно.

(круговые движения, горизонтальные и вертикальные движения)

- Зажмурься. Открывай глаза.

«Скажи наоборот»:

- Сейчас я буду называть слоги, если  услышишь твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумай твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

«Вставь нужные буквы» (интерактивный стол)

- Попробуй вставить нужные буквы в слова, обращай внимание на мягкость и твердость прочитанных слов.

 Итог занятия:

- Какие согласные мы учились различать сегодня? ( Сегодня мы учились различать твердые и мягкие согласные.)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом)

- А твердые согласные? (Твердые согласные обозначаются синим цветом)

- Какие гласные показывают мягкость согласных? ( На мягкость согласных указывают гласные е, ё, и, ю, я)

- Какие гласные показывают твердость согласных? (На твердость согласных указывают а, у, о, ы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Твердые и мягкие согласные" Перспектива 1 класс

Предлагаю к рассмотрению урок, посвященные твердым и мягким согласным. Дан коспект урока и презентация к нему....

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" (2 класс)

Данный материал может быть полезен учителям 2 классов, УМК "Перспектива"...

Урок по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки" 2 класс

Урок по  русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки" мною был  проведен во 2 "в" классе в рамках  конкурса учителей начальных классов "Мой лучший урок&quo...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...

Презентация "Парные твёрдые и мягкие согласные звуки" 1 класс

Презентация  по русскому языку "Парные твёрдые и мягкие согласные звуки" 1 класс "Планета знаний"...

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки».-1 класс.

Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки».-1 класс....

презентация к уроку русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки". 1 класс

Презентация к уроку русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" 1 класс Школа России...