материал по логопедии
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) по теме

Масанова Ольга Юрьевна

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu.docx998.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса

(шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п — это «взрывные» звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы «взрывает» губки, т-д — «толкающиеся» звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы и т.д.

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй — знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Различаем Б-П в слогах на письме

Зашифровать слоги. Звонкий согласный +, мягкий согласный -.

БА (+),  ПА,БО ,БУ, ПО,ПЫ, БЭ, БЫ, ПУ.

Различаем Б-П  в словах

Подружи слова с буквами П-Б

         

…УДКА                        …О…ЕЛКА                ХЛО…ОК

        ТА…ОЧКИ                ЗУ…Ы                        …РО…КА

        ЗА…ОР                        …О…ЛАВОК                …РИ…БОЙ

Вставь слоги ПА-БА, БУ-ПУ, БИ-ПИ в слова:

БА-ПА

ЛАМ…                ШЛЯ…                ЖА…                ТУМ…

ШУ…                ШАЙ…                РЕ…                        …БОЧКА

…РОЛЬ                …РА                        …РАН                ТРУ…

БУ-ПУ

…СЫ                …РЯ                        …ЗЫРЬ                …ПОК

…ТОН                АР…ЗЫ                ПО…ГАЙ                РЕ…СЫ

БИ-ПИ

…ЛОТ                …ЛЁТ                …ЛА                        …ЛИТЬ

…ДОН                КА…НЕТ                КА…НА                НА…САТЬ

…НОКЛЬ                …ТОН                …ТЬ                        …ТЬ

Прочитай слова на карточках и составьте с ними предложения:

Паша, лепить, заяц.

Боря, есть, суп, бобовый.

Полина, собирать, грибы.

Бабушка, внук, пирог, угостить.

Я, чистить, зубная паста, зубы.

Даша, из, букет, цветов, собрать.

Различаем Г-К

№  131

Гусь   гуляет   по   дорожке,

Гусь   играет    на    гармошке,

И    гордится    гармонист:

                 — Я   га-га-га — голосист!

(В.Викторов.)

Покажи   на   рисунке   гармошку.

Как ты  понимаешь слово  голосист?  (громкий голос)

С   какого   звука   начинается   слово   гусь?

Назови слова стихотворения, в которых  есть   звук   [г].

Произнеси   звук   [г].

Какой   это   звук — гласный    или    согласный?    

Объясни    почему.

№ 132

Покажи на картинке галку, голубя, попугая, пингвина, снегиря, гуся.

Произноси названия птиц так, чтобы ясно слышался звук [г] или [г'].

О    какой    птице    стихотворение?

Зимой   на   ветках   яблоки!        И    вдруг    вспорхнули   яблоки,

Скорей    их    собери!        Ведь   это   ...    .    (снегири)

На    что    похожи    снегири    формой    своего    тела,    когда    им    холодно?

Чем    похожи   снегири    на    яблоки    по    форме   тела?

Какого   цвета    грудка    у    снегирей?

Чем    похожи    снегири    на    яблоки    по   цвету?

Как   ты    понимаешь   слово   вспорхнули?

Твердый   звук   [г]   или   мягкий   звук   [г']   слышится   в   слове   снегирь?

Знакомство    с    буквами    Г,    г.

№ 133

Поднимай    букву    г,    когда    услышишь    в    словах   звук    [г]:    прыгают, играют,   скачут,   соревнуются,   бегают.

Рассмотри    картинки.
Придумай    предложения    по   картинкам.


 134

Посмотри на картинку и скажи, что забыл    нарисовать    художник.

Дорисуй    кукле    глаза,    губы,    ноги.

Последовательно выдели звуки в слове кукла.

С    какого    звука    начинается    слово    кукла?

Покажи  в  схеме  место еще  одного звука  [к].

С голосом или без голоса произносится звук [к]?

Назови   первый    звук   в   слове    губы.

Объясни, почему звуки [к] и [г] относятся к согласным звукам.

Выделяй последовательно звуки в словах губы  и  ноги.

В каком из этих слов слышится твердый звук   [г],   а   в   каком — мягкий   звук   [г']?

№  135

Называй   предметы.    Последовательно   выделяй   в   словах   звуки,    обозначай   их    фишками.

Проверь,  правильно ли  ты  обозначил мягкий  согласный в  слове вилка.

Замени    фишки,    обозначающие   гласные    звуки,    буквами.

Придумай    предложение   со    словами    лампа   и   яркая.


№ 136

Назови  цветы,    нарисованные   на    картинках. Покажи    те   цветы,    в    названиях    которых    есть   звук   [г]. С   какого   звука    начинается    слово    колокольчик? Какой   звук    слышится   в   конце   этого    слова? Придумай    предложение   со    словом    колокольчик. Назови    цветок,    о   котором   говорится   в   загадке.

В   поле   сестрички   стоят,

Желтые   глазки    на    небо    глядят.

У   каждой    сестрички —

Белые    реснички.

Покажи   на    рисунке,   какая   часть   цветка   названа    «глазками».                              С   какого   звука   начинается   слово   глазок?   Каким   звуком   оно   оканчивается? Какого   цвета    «глазки»    у    ромашки?

Покажи и назови часть цветка, о которой в загадке сказано «реснички». Какого   цвета    «реснички»-лепестки    у    ромашки?

№ 137

Что   нарисовано   на    картинках?

Последовательно выделяй звуки в словах голуби, кубики и обозначай звуки фишками.

Вставь в схемы звукового состава слов буквы, обозначающие гласные    звуки.

Назови в слове кубики звук перед гласным [у]. Он твердый или мягкий?

Назови последний звук в этом слове. Какой звук слышится перед ним?

Произнеси его. Он   твердый   или    мягкий?

Проверь,    правильно   ли   ты   обозначил   в   схеме   мягкие   согласные.

Составь    предложение   с    числом    «5»    и    словом    голуби.

Составь предложение с числом «6» и словом кубики.

Различаем Б-П

Во    что    играют   ребята?

Где   стоит    «водящий»?

Куда    спрятался   другой   мальчик?    Где   прячется    мальчик?

Из   чего   сделан   дом?    Какой   дом?

Из   чего    сделана   скамейка?    Какая    скамейка?

С    какого   звука    начинается    слово    прятки!

Произнеси   звуки   [п]   и   [п'].   Объясни,   почему   звуки   [п],   [п']   относятся   к   согласным    звукам.

Вспомни    и    назови    имена    со   звуком    [п]    или    [п'].

№  147

Что   это?

У   маленькой    Катюши

Уселся   на    макушке,

Не    бабочка,    не   птичка,

Держит   две   косички.

(А.Рождественская.)

Покажи,   где   у   тебя   макушка.

Что    «уселось»    на    макушке    у    Катюши?

С     какого     звука     начинается     слово     бант! Почему звук [б] относится к  согласным звукам? Выдели   последовательно   звуки   в   слове   бант. Нарисуй    на    макушке   девочки    бант.


№148


Покажи    Незнайку,    Петрушку,    Чипполино,    Буратино. Имя    какого    сказочного    героя    начинается    со   звука    
[б]?

Назови веселых человечков, в именах которых есть звук  [п]  или  [п'].

Что    делают    веселые   человечки?

На   чем катаются   веселые   человечки?.

Составь предложение о том, сколько сосен растет около горки.

№ 149

Посмотри    на    картинку.    Как   называются   эти   деревья?

Расскажи,   какой   ствол   у   березы.

С какого звука начинается слово береза? Твердый или мягкий согласный этот звук?

С   какого   звука    начинается   слово   белая?

Покажи   на   картинке   пень.

С какого звука начинается слово пень? Как он называется? Твердый он или мягкий?

Рассмотри    гроздь   ягод.

Как   называется   дерево,   на   котором   растут   эти   ягоды?

В   слове   рябина   выдели   голосом   звук   [б'].

Знакомство   с   буквами   Б,   б.


№ 150

Рассмотри   картинку.   Расскажи   о   том,   что   делают   мальчики.

Сосчитай,   сколько  слов   в  предложении  Мальчики   пускают  кораблики.

Обозначь   предложение   длинной   полоской.

Обозначай  каждое  слово короткой полоской.    Из чего сделаны кораблики?

Слушай предложение. Поднимай букву  п,, когда услышишь звук [п], и букву б, когда услышишь звук [б]:            Мальчики пускают бумажные   кораблики.

Обозначай   полоской   каждое   слово.

Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [п], и  три  предмета, в названиях   которых   есть   звук   [б].

Последовательно выделяй звуки из слова бумага. Составь схему звукового состава этого слова.

Обозначь   буквами   гласные   звуки.

№ 151

Рассмотри    картинки.    На    них   изображены    продукты.

С какого звука начинается слово продукты? Что нарисовано на каждой   картинке?

Как называется магазин, в котором продаются булки, батоны, баранки,    бублики?

С   какого   звука    начинается   слово   булочная?

Положи    фишки    на    предметы,    в   названиях    которых    есть    звук   [б].

В названиях каких хлебных изделий слышится звук [п]? Произнеси   эти   слова.

Как   называются   звуки   [п]   и   [б]?

Последовательно   выдели   звуки   в   словах   булки,   банка,   бутылки,   торт.

Обозначь    гласные    звуки    буквами.

№ 152

Послушай   стихотворение.

Целый   день                                        Если    что-нибудь

Трезвонит   Таня                                 Случится,

— Мы   заведуем                                 Приходите   к   нам

Бинтами                                         Лечиться.

Мы   с   Тамарой                                Мы    умеем

Ходим    парой,                                Класть   компресс

Санитары:                                         Мы   с   Тамарой

Мы    с    Тамарой —                         Красный   крест.

                                                                (А.Барто)

Что   обозначает    слово    трезвонить?

Как   ты    понимаешь   выражение    «ходим    парой»?

Когда    надо   приходить    к   санитаркам?

Что   умеют    делать   девочки-санитарки?

Для    чего    нужны    бинт   и   вата?

Начерти    схемы    звукового   состава    слов   бинт,    вата.

С   какого    звука    начинается    слово   бинт?

Проверь,  правильно  ли  обозначен   в  схеме  мягкий  согласный   [БJ.

Заполни    буквами   клеточки,    обозначающие   гласные   звуки.

Составь    схему    звукового    состава    слова   буква.

С   какого   звука   начинается   слово   буква?

Объясни,   почему   звуки   [б],   [б']   относятся   к   согласным   звукам.

Различаем Д-Т

№ 153

Назови   предметы    на    картинках.

Последовательно   выделяй   звуки   в    словах    тигр,    танк.

Составляй    схемы    звукового   состава   этих    слов.

Обозначь    гласные   звуки    буквами.

Какое   слово   начинается   с   мягкого   согласного   звука?

Проверь,   правильно   ли   обозначен   мягкий   согласный   в   схеме   слова  тигр. Придумай   предложения    со   словом    танк   и    со    словом    тигр

 154

Назови    предметы,    нарисованные   на   картинках. Какие   слова   состоят   из    трех    звуков? Последовательно    выделяй   звуки   из   этих   слов.


№ 155

Последовательно   выделяй   звуки,   черти   схемы   звукового   состава   слов кукла,   лица,   зонт,   марка,   рубашка,   бык.

№156

Что   нарисовано   на    картинке?

С   какого   звука    начинается    слово   дом?    Как   он    называется?

Почему   звук   [д]   относится    к   согласным   звукам?

Что    идет    из   трубы,    когда    топят   печь?

С    какого   звука    начинается   слово   дым?

С   какого   звука    начинается    слово    труба?

Что образует препятствие, когда произносится звук  [т]?

Рассмотри внимательно рисунок.

Что нужно дорисовать на рисунке?

С каких звуков начинаются слова дверь,   дерево?

Начерти схемы звукового состава слов дом,   дым.

Обозначь   буквами    гласные   звуки.

Сравни звуковой состав слов дом и дым.

С   какого   звука   начинаются   эти   слова?

Знакомство   с   буквами   Д,   д.

Нарисуй на картинке дверь, дым, деревья.


№ 157

Отгадай   загадку.

Шумит   он   в   поле   и   в   саду,

А   в   дом   не   попадет,

И    никуда    я    не   иду,

Покуда   он   идет.

(С.Маршак.)

Какой    первый    звук    ты    слышишь    в    слове

дождь? 

Произнеси   последний   звук   в   слове   шумит.

Покажи   букву   т.

Посмотри    на    картинку.    

Придумай    предложение   по   картинке.

Что   держит   женщина   над   головой?

Произнеси    последний   звук   в   слове   зонт.   Покажи    букву   т.

Какие   вещи   укрывают   людей   от   дождя?

Последовательно   выдели   звуки   и   начерти   схемы   звукового   состава слов   шумит,    иду.

Дорисуй на картинке дождь.

№ 158                                                                                                                        Дождь прошел. Трава блестит.                                                                В небе радуга стоит.                                

Сосчитай,   сколько   слов   в   предложении   Дождь   прошел.

Выложи столько полосок, сколько слов в предложении Трава блестит.

Дополни предложения так, чтобы в них было по три слова.

Слушай слова и поднимай синюю фишку, когда услышишь твердый   согласный   звук   [д]:  дождь,   мороз,   снег,   дует,   радуга,   дуга.

Последовательно выделяй звуки в слове радуга, черти схему звукового    состава.        

Обозначь   буквами    гласные   звуки.

Раскрась радугу.


№ 159

О    ком   эта   загадка?

Далеко    мой     стук    

Слышится    вокруг.

Червякам    я   враг,      

А   деревьям   друг.

(Б.Тимофеев.)

Твердый или мягкий согласный слышится в начале  слова  дятел!    Произнеси    его.

Послушай стихотворение еще раз. Поднимай букву д, когда услышишь в словах звук [д] или [д']. Поднимай букву т, когда услышишь в словах звук [т],    [т'].

Где   дятел   делает    гнездо?    (в   дупле)

Анализируй   звуковой   состав   слова   дупло.

Замени фишки, обозначающие гласные звуки,    буквами.

№ 160

Внимательно рассмотри картинку. Назови пять предметов, в названиях которых есть звук [т] или [т'], и четыре предмета, в названиях которых есть звук  [д] или  [д'].

Где   стоит   девочка?

Что   находится   рядом    с    девочкой?                Где   висит    портрет    Карандаша?

Над   чем    висит   портрет?                        Где   лежат   подушки?

Где   сидит   мишка


№  161

Поднимай букву д, когда услышишь в названиях предметов звук [д] или [д']: звезда, орден, солнце, дерево, сук, дыня, гвозди, машина,   одуванчик.

Придумай    предложение   со    словом    звезда.

Рассмотри картинки. Раскрась предметы, в названиях которых слышится    твердый    согласный   звук   [д].

 162

Поднимай букву д, когда услышишь в словах звук [д] или [дь] диван крапива, чемодан, крокодил, река, легкий, ведра, лень, смородина,   индюк.

Рассмотри картинку. Обведи предметы, в названиях которых слышится мягкий   согласный    звук   [д'].


№ 163

Послушай   стихотворение.

Три    цыпленка   стоят,

На   скорлупку    глядят.

Два   яичка   в   гнезде   у   наседки   лежат.

Сосчитай    поскорей:

Сколько    будет   цыплят   у    наседки    моей?

Покажи    наседку.    Кого    называют   наседкой?

Покажи   скорлупки.    Почему   от   яиц   остались   скорлупки?

Сколько    вылупилось   цыплят?

Сколько    цыплят   должно   еще   вылупиться?

Сколько    всего    цыплят    будет   у    наседки?

Назови    первый   и   последний   звуки   в   слове    пять.

Твердые    или    мягкие    согласные    звуки    в    этом слове? Последовательно выделяй звуки в словах два,  три.

С   какого   звука   начинается   слово   два?

С   какого   звука   начинается   слово   три?

Проверь,   правильно   ли   ты   обозначил   в   схеме   мягкий согласный  звук   [р']. Обозначь   гласные   звуки   буквами.

№ 164

Рассмотри   картинку.          

Что   лежит   на    столике?

Кто   стоит   перед   мамой?                

Кто    стоит   около   бабушки?

Кто   стоит   рядом    с    девочкой?                

Кто   стоит   перед    папой?

Кто   стоит   за   дедушкой?                

Кто   стоит   перед   дедушкой?

Кому   дарят   мужчины    подарки?

Как   ты   думаешь,   с   каким   праздником   они   поздравляют   женщин?

Последовательно   выдели   звуки   в   словах   брат,   бабушка,  обозначь их фишками.         

Замени   фишки,    обозначающие   гласные    звуки,    буквами.

№ 165

Рассмотри картинку. Что делает девочка?

Как   ты   догадался,   что   в   руках   у   девочки   флакон   с   духами?

Назови   первое,   второе  и   третье  слово  в предложении Девочка нюхает духи.

С   какого   звука    начинается    слово   девочка?

С  какого  звука   начинается  слово  духи?

Назови   девочку   именем,   которое   начинается    со    звука    [д]   или    [д'].

Нравится    ли    девочке   запах   духов?

Послушай   и   повтори   предложение  

Даше   приятно   нюхать   духи.

Обозначь    предложение    длинной     полоской.     Называй     каждое    слово предложения   и    обозначай   его   короткой    полоской.

Сколько    слов    в    этом    предложении?

Назови    последнее    слово    предложения.

Последовательно   выделяй   звуки   в   слове   духи,   черти   схему   звукового   состава   этого   слова.

Назови   в    слове    мягкий   согласный.

Обозначь    буквами    гласные   звуки.    «Прочитай»    слово.

Развитие звукового анализа и синтеза слов

  1. Определить количество звуков в слове и их последовательность.

Инструкция:

«Определи и назови сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?».

2. Придумать слова с определённым количеством звуков.

Инструкция:

«Придумай слово, состоящие из трёх, четырёх, пяти и т.д. звуков».

  1. Инструкция:

«Какоё слово получиться из этих звуков: к-о-ш-к-а?».

  1. Образовать новые слова с помощью «наращивания» звуков.

Инструкция:

«Назови какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? – Звук К (крот) или Г (грот). А  к слову «пар»? – Звук К (парк). А какие новые имена можно получить, если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).  

  1. Образовать новые слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.

Инструкция:

«Назови какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нём звук? – Сом, лом, ком, Том, ром».

  1. Образовать из звуков данного слова возможно большего количества новых слов.

Инструкция:

«Назови новые слова, которые можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?». (рак – рота,  так – кора, рот – торт и т.д.).

Развитие фонематического восприятия.

Прослушать приведённые ниже деформированные фразы, найти и исправить ошибку.

Инструкция:  

        «Выслушай фразы, которые я тебе скажу. В некоторых из них есть ошибки. Найди эти ошибки и исправь их».

П-Б

1. Воду хранили в почке. 2.На цветке сидела папочка. 3. Мальчик бил воду из стакана. 4. Из чайника шёл бар.

Д-Т

1.В этом томе я живу. 2. У меня взрослая точка. 3. На лугу росла густая драва. 4. В конце предложения надо ставить дочку.

Г-К

1.Футболисты забили кол. 2.Собака грызла гости. 3. В этом доме я живу 3-й кот. 4. Учитель поставил мальчику гол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"

Локализация высших психических функций в коре головного мозга....

Изографы для работы с сомнительными согласными "Д-Т" (материал для учителей начальной школы и логопедов).

В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая пособие...

Изографы для работы с сомнительными согласными Ж-Ш (материал для логопедов и учителей начальной школы)

В логопедической практике  для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста широко используются изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая п...

Домашние задания, используемые при изучении и дифференциации парных согласных Д-Т (материал для учителей-логопедов школьных логопунктов)

Считаю, что выполнение домашних заданияхй является обязательным условием при работе над коррекцией любого речевого недоразвития у учащихся. Данные домашние задания служат цели закрепления материала по...

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога для детей, имеющих трудности в обучении

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога на развитие внимания, мышления, памяти и письменной речи будет полезен не только специалистам школ, но и учителям начальных и коррекционных классов....