«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс) по теме

Брюхова Елена Владимировна

 

По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить  здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях.

В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, отводится особое место урокам логоритмики, которые дают свои положительные результаты в развитии  речевых и неречевых нарушений учащихся. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Коррекция речевых и неречевых  нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики».

                          Брюхова Е.В,        учитель начальных классов,

 учитель-дефектолог

г.Снежинск, МБС(К)ОУ №122

Начавшийся переход на федеральные государственные образовательные стандарты меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых.

Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операции анализа и синтеза, словесно-логического мышления, рефлексии. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и контролировать их результат. Для этого в школе необходимо создать комфортные условия для реализации целей и задач современного образования, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.

В период обучения в начальной школе  в личности младшего школьника происходят глубокие изменения, которые свидетельствуют о широких возможностях ребёнка в этом возрасте. В этот период  необходимо максимально реализовать потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и  самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.

По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить  здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях.

Все годы своей педагогической деятельности я работаю с детьми, которым нужна особая помощь.    В работе  с детьми, с речевой патологией, я отмечаю значительное нарушение  компонентов языковой системы и психомоторной. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении,  слоговой структуре слова. Нарушаются логико-временные связи в повествовании, недоразвитие слухового и зрительного внимания, памяти,  а также нарушается чувство ритма в движении и включения его в речь. Поэтому  в коррекционной работе с детьми (1-2 классы), страдающими различными дефектами речи, требуются особые условия и содержание коррекционной помощи. В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, отводится особое место урокам логоритмики, которые дают свои положительные результаты в развитии  речевых и неречевых нарушений учащихся.

Цель и задачи предмета логоритмики

Цель:  преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Укрепление костно-мышечного аппарата
  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие  слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитие мимики, пантомимики
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений
  • Развитие координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитие выразительности и грации движений
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания
  • Развитие певческого диапазона голоса
  • Развитие чувства ритма
  • Воспитание умения перевоплощаться
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения

        Общая характеристика : логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя. Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:

упражнения, развивающие неречевые процессы;

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти

речевые процессы

развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационная выразительность; развитие артикуляционной и мимической моторики;   координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха

Содержание курса:

Коррекционная направленность логоритмики обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью  работы с детьми. Материал в программе сгруппирован по 5 блокам:

I.. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции  

II.    Ориентирование в пространстве

III. Музыкально-ритмические движения.

IV. Речевые упражнения без музыкального сопровождения

V. Музыкальные инструменты

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции  

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, голоса воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата, упражнения, регулирующие мышечный тонус;  игры на месте; малоподвижные и полуподвижные игры; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; развитие творческой инициативы; заключительные упражнения на расслабление (релаксация)

Игры и упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.

Тематическое планирование

Игры на внимание « Ласковые слова». Скороговорки

 Игры на четкое проговаривание звуков. Чистоговорки

Упражнения на чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. Игра «Васька кот»

Упражнения на развитие силы голоса  и дыхания, правильной артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. Игра «Лыжники»

Упражнения, способствующие развитию дыхания, высоты голоса и выразительности. Игры «Самолёт», «Птицы»

 Упражнения на развитие тембра голоса. Игра «Кто-кто в теремочке живёт?», «Заячьи слёзы»

Музыкально-ритмические игры для развития формирования правильного произношения.

Упражнения на развитие ритмичной и выразительной речи. Стихи для пальчиовой гимнастики. « Пальчики». Мышечная релаксация.

Театрализованные представления под музыку «Школьный день»

Ориентирование в пространстве

Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться не только на месте, но и на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). 
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. 
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы). 

Тематическое планирование

Упр. на ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. Упр «Змейка»

Упр. на  развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения

Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции.

Упр. на  развитие ориентации в пространстве через движения. Упр «Повязки», «Колокольчик»

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упр «Разминка»

Музыкально-ритмические движения. 

Формирование и развитие основных движений. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

 «Поезд», «Маляр»,  «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики» и т.д.

Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма.  «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк».  «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость , быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Танцевальные движения входят в музыкально-ритмические движения. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств, активизация исполнительской деятельности.  Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением и т.д.

Тематическое планирование

Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд»

Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой  «Снежинки».

Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Бег на полупальцах.

Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра

«Изобрази». Шаг голопа.

Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. «Ухо, глаза, нос», «Заяц-кольцо»

Упр.на формирование  чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка. Выполнение игровых упражнений.

Согласование движений с пением.

Согласование движений с музыкой. «Притопы»

Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Расскажи стихи руками. «Рассказывание» стихов с помощью рук способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, эффективность запоминания, автоматизации звукопроизношения. Соотношение движений руками, ногами, туловищем с ритмом речи. Упражнения на понимание логической связи между текстом и движением.

Тематическое планирование

Счетные упражнения. Считалки. Небылицы.

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи  стихи руками» - о природе .

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи  стихи руками» - о детях и людях.

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик».

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения

« Пильщики», « Интересно всё вокруг».

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи  стихи руками» - о спорте.

Творческое задание, итоговое. Расскажу стихи руками.

Музыкальные инструменты

Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений, помогает создать атмосферу радости, раскрепощенности, доброжелательности. Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки) Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием  инструментов

 ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

Правильная передача ритмического рисунка хлопками, на муз. инструментах.

Тематическое планирование

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки, треугол)

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки, треугол)

Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах.

Оркестр

Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использованием муз. инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы

- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики

- упражнения под музыку на развитие общей моторики

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга

- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве

- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения

- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей

Для повышения эффективности коррекционных занятий использую различные  методы и разнообразные  приемы:

  • наглядно-зрительные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем, фотографий);
  • практические (работа с книгой, печатными пособиями, музыкальные инструменты, упражнения);  приёмы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря ( обручи, кубики, скакалки и т.д.)
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение);
  • исследовательские (тестирования и задания поискового характера)
  • игровые ситуации и упражнения, соревнования, игры, викторины.

Каждое занятие по логоритмике проводится в увлекательной форме,  насыщенное  играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов, стихотворными разминками.

На своих занятиях  я широко использую различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты и др.), а также видеофильмы, кассеты  с детскими песнями, диски смузыкальными сказками, литературными произведениями.

Таким образом, занятия по логоритмике с одной стороны  устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного  материала. Иначе говоря, занятия по логоритмике  рассчитаны не только на реализацию образовательных задач, но и  на формирование и развитие личности обучающихся.

Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод о том, что развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности обучающегося дают возможность, отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логоритмику. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет  речевые нарушения ненавязчиво, естественно.

       Результаты изучения курса

  Личностные результаты

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная речь  есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями

Метапредметные  результаты

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Предметные результаты

В результате изучения логоритмики в 1-2 классах ученик получит возможность :

  • Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
  • Четко прекращать движение по сигналу
  • Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
  • Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
  • Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
  • Хорошо открывать рот, правильно  артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
  • Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
  • Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
  • Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
  • Развитие  зрительного  и слухового внимания.
  • Определять звучание отдельных инструментов;
  • определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Литература

  1. Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера,2006
  2. Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
  3. Волкова Г.А Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста//Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.Л.,1989
  4. Игры в логопедической раболте с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов/Под ред.В.И.Селивёрстова.-К.: Рад.шк, 1985.
  5. Макарова Н.Ш Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики.-СП6 ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
  6. Планируемые результаты начального общего образования  [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.;
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.;
  8. Репина З.А., Буйко В.И.Уроки логопедии.-Екатеринбург: «Литер»,1999.
  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А». «Путешествие кота Альфика».

Данное занятие имеет цель: учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, с...

«Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов, с недостаточной сформированностью средств языка (ЗПР)»

Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Нарушения речи наблюдаются при р...

Логоритмика в коррекции речевых нарушений

Варианты интеграции логоритмических упражнений в логопедическое занятие....