Методика раннего выявления дислексии (А.Н. Корнев)
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

Перекрестова Екатерина Владимировна

Диагностическая методика для детей 6-8 лет. Цель:  раннее выявление дислексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика раннего выявления дислексии

(А.Н. Корнев)

 

Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

Оборудование: не требуется.

Время проведения: 5-8 мин.

               Описание методики и правила оценки выполнения задания

  1.     «Рядоговорение»

Инструкция:  перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

Оценка: (в штрафных баллах):

 Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов

 Правильно ответил на один вопрос – 2 балла

 Не ответил ни  на один вопрос – 3 балла.

  2.     «Ритмы»

Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

^ Простые ритмы - !! !     !  !!     !! ! !      !!! !  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

Сложные ритмы -  !!!   ! !       !  !!  !!       !  !!! Критерии выполнения – те же.

Оценка:

 Правильно выполнены оба задания – 0 баллов

 Выполнены только простые ритмы – ^ 2 балл

 Не выполнено ни одного задания – 3 балла

 

3.     Тест «Кулак-ребро-ладонь»

Инструкция:  посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

 Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

Оценка:

 Правильное воспроизведение  с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов

 Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла

 Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла

 

 4.     Субтест «Повторение цифр»

Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь  несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

   Цифровые ряды:

 Прямой счет:

 № 3             3-8-6              6-1-2

 № 4             3-4-1-7           6-1-5-8

 № 5             8-4-2-3-9        5-2-1-8-6

 

 Обратный счет:

 № 2             2-5                   6-3

 № 3             5-7-4                2-5-9

 № 4             7-2-9-6             8-4-9-3

Оценка:

 Итоговый результат больше 6 – 0 баллов

 Итоговый результат равен 6 – 2 балла

 Итоговый результат меньше 6 – 3 балла

 

5.     Ориентировка в «право-лево»

      Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают

      ^ Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый  глаз

Оценка

 Выполнены оба задания – 0 баллов

 Выполнена только простая ориентировка – 2 балла

 Не выполнено ни одного задания – 3 балла

   6.     Составление рассказа по серии картинок.

 Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)

Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.

Оценка:

качество построения рассказа

 Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов

 Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла

 Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла

 Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла

понимание причинно-следственных связей  

 Дано правильное объяснение – 0 баллов

 Объяснение не полное – 1 балл

 Не объясняет – 3 балла.

 Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.

 

Составление окончательного заключения:

При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии  суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

Методики для выявления одаренности

Методики для выявления одаренности в младшем школьном возрасте...

Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ

Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском  коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью....

Методики для выявления уровня сформированности у обучающихся УУД

Методика "Рукавички" Г.А.Цукерман, Задание "Дорога к дому".Методика "Беседа о школе". Продолжи узор, Моральная дилемма,Проба на внимание...

Раннее выявление и психологическая помощь

Сегодня одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом явля...