Главные вкладки

    Методика раннего выявления дислексии (А.Н. Корнев)
    учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

    Перекрестова Екатерина Владимировна

    Диагностическая методика для детей 6-8 лет. Цель:  раннее выявление дислексии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика раннего выявления дислексии

    (А.Н. Корнев)

     

    Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

    Оборудование: не требуется.

    Время проведения: 5-8 мин.

                   Описание методики и правила оценки выполнения задания

      1.     «Рядоговорение»

    Инструкция:  перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

    Оценка: (в штрафных баллах):

     Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов

     Правильно ответил на один вопрос – 2 балла

     Не ответил ни  на один вопрос – 3 балла.

      2.     «Ритмы»

    Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

    ^ Простые ритмы - !! !     !  !!     !! ! !      !!! !  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

    Сложные ритмы -  !!!   ! !       !  !!  !!       !  !!! Критерии выполнения – те же.

    Оценка:

     Правильно выполнены оба задания – 0 баллов

     Выполнены только простые ритмы – ^ 2 балл

     Не выполнено ни одного задания – 3 балла

     

    3.     Тест «Кулак-ребро-ладонь»

    Инструкция:  посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

     Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

    Оценка:

     Правильное воспроизведение  с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов

     Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла

     Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла

     

     4.     Субтест «Повторение цифр»

    Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь  несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

    Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

       Цифровые ряды:

     Прямой счет:

     № 3             3-8-6              6-1-2

     № 4             3-4-1-7           6-1-5-8

     № 5             8-4-2-3-9        5-2-1-8-6

     

     Обратный счет:

     № 2             2-5                   6-3

     № 3             5-7-4                2-5-9

     № 4             7-2-9-6             8-4-9-3

    Оценка:

     Итоговый результат больше 6 – 0 баллов

     Итоговый результат равен 6 – 2 балла

     Итоговый результат меньше 6 – 3 балла

     

    5.     Ориентировка в «право-лево»

          Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают

          ^ Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый  глаз

    Оценка

     Выполнены оба задания – 0 баллов

     Выполнена только простая ориентировка – 2 балла

     Не выполнено ни одного задания – 3 балла

       6.     Составление рассказа по серии картинок.

     Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)

    Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.

    Оценка:

    качество построения рассказа

     Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов

     Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла

     Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла

     Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла

    понимание причинно-следственных связей  

     Дано правильное объяснение – 0 баллов

     Объяснение не полное – 1 балл

     Не объясняет – 3 балла.

     Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.

     

    Составление окончательного заключения:

    При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии  суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

    При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

    Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

    Методики для выявления одаренности

    Методики для выявления одаренности в младшем школьном возрасте...

    Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ

    Здравствуйте, дорогие гости! Предлагаю Вашему вниманию диагностика как выявить в детском  коллективе преобладание отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью....

    Методики для выявления уровня сформированности у обучающихся УУД

    Методика "Рукавички" Г.А.Цукерман, Задание "Дорога к дому".Методика "Беседа о школе". Продолжи узор, Моральная дилемма,Проба на внимание...

    Описание методик для выявления уровня развития творческих способностей.

    Даётся описание трёх методик  "Наборщик", "Три слова", "Составь рассказ о несуществующем животном", по которым можно выявить уровень развития творческих способностей...