Применение инновационных технологий в помощь детям с речевой патологией
статья по логопедии по теме

Бусурина Виктория Сергеевна

теоретический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_po_logopedii.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в помощь детям с речевой патологией.

Автор: Бусурина Виктория Сергеевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие  «Инновационные технологии»…………………………………….5

2. Сущность изучаемого явления…………………………………………….....11

3. Причины, факторы и условия, приводящие к речевой патологии……..….17

4. Психолого-педагогическая коррекция речевой патологии у младших        школьников…………………………………………………………………...….23

5. Заключение……………………………………………………………………28

6. Библиография…………………………………………………………………29


“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев”.

В.А.Сухомлинский

Введение.

На современном этапе развития школьного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей  начального школьного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, при несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.

Актуальность данной разработки мы видим в том, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний, а мы хотим представить разработку позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов и здоровье сберегающими технологиями.

Каждый логопед- практик хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Использование компьютера на логопедических занятиях позволило бы решить многие коррекционные задачи: развитие внимание, мышления, усидчивости и как следствие формирование правильной речи.

Новые информационные технологии – новая ступень в логопедической работе.                                                                                                   Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

О том, что на логопедических занятиях необходимо осуществлять формирование полноценной учебной деятельности, убедительно говорят в своих книгах ученые-дефектологи, в частности, А.В.Ястребова, И.В.Прищепова, Т. Б. Филичева, Ефименкова Л. Н..

1.Понятие :  «Инновационные технологии».                                              Логопедия — серьезная и строгая наука со своими отработанными принципами, традиционными подходами и методами воздействия, с устоявшимися приемами общения с детьми. Но она никогда не стала бы такой, если бы среди логопедов не было большого числа людей ищущих, не останавливающихся на достигнутом. Поиск путей повышения эффективности содержания и организационных форм обучения всегда был актуален для педагогической науки и определял ее развития. Частные методики, питая педагогику своими достижениями, получали от нее в свою очередь, импульс к решению общих задач обучения, развития, коррекции на материале конкретных предметов с учетом их специфических особенностей. Каждый логопед- практик хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Использование компьютера на логопедических занятиях позволило бы решить многие коррекционные задачи: развитие внимание, мышления, усидчивости и как следствие формирование правильной речи. Ребенок, выполняя задание на компьютере, является его полноправным партнером, с которым просто, легко и интересно познавать неизведанное, исследовать самого себя, свои способности и возможности, что очень важно в коррекционной логопедической работе. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. К сожалению, в настоящее время наличие компьютера в кабинете логопеда остается только мечтой, но это не дает право учителю – логопеду не применять информационные технологии на логопедических занятиях. Практически, каждая школа имеет компьютерные классы с мультимедийными проекторами, где возможно проводить уроки. Такая программа, как PowerPoint также позволяет создать занятие с серией разнообразных заданий. Это наиболее употребляемая программа для подготовки к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым. Компьютеризованные разработки: «Игры для тигры» - предназначены для коррекции ОНР, «Мир за твоим окном» - для детей, имеющих разные проблемы в развитии, «Дельфа – 142» - комплексная программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи, «Речевой калейдоскоп» - создан на основе методики постановки и автоматизации звуков и другие. Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях подготовленных с использованием компьютерных технологий. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают на письме, предлагается следующий вид задания. Существует известный прием для дифференциации кинетически сходных букв: данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивается с внешним образом животных и птиц (б – белка, д – дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита. Также используя анимацию, пишем прописную букву д на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций, таким образом дает отличные результаты. При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать презентацию, позволяющую выводить на экран изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и это позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.

.Разнообразные формы занятий - успех логопедической работы. 

Одной из самых востребованных инноваций специалисты считают логопедический массаж. Выполняемый квалифицированным специалистом, он призван активизировать работу речевых мышц и всех отделов артикуляционного аппарата, а точечный логопедический массаж не только регулирует вегетативные функции, но и особенно эффективен при лечении от заикания, других логопедических дисфункций.

Новый «виток» инноваций – использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда. («Лунтик учит буквы», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно» и др.), которое помогает развивать речь дошкольников, достигать качественного обучающего эффекта, улучшать слуховое восприятие и сделать занятия более эмоциональными. Всё это новый уровень помощи детям с особыми потребностями.

Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
• Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
• нейропсихологические технологии,
• кинезитерапия,
• гидрогимнастика,
• различные виды логопедического массажа,
• суджок-терапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• различные модели и символы,
• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
• БОС технологии
В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна 
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово),
например :
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Из приведённого примера видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

2. Сущность изучаемого явления.

Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

На базе школы можно оборудовать  логотерапевтический кабинет БОС-биологической обратной связи. Работу кабинета можно  начинать  в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики и занятий по коррекции речи. Занятия проводить 2-3 раза в неделю с учащимися школы. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия по коррекции заикания.

Метод БОС позволяет пациенту видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формируем диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы.

Практика использования метода показала, что после 12-15 сеансов у детей значительно улучшаются физиологические показатели: увеличивается показатель ДАС, число дыхательных движений приближается к норме. Устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Наблюдается положительная динамика со стороны речевого развития. Речь пациентов стала более чёткой, плавной, свободной, снизилась речевая неуверенность, страх речи.

Преимущества программы в том, что все результаты обследования, показатели проведённых сеансов автоматически заносятся в индивидуальную карточку пациента, где хранятся в виде графиков, таблиц, звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены и распечатаны.

Метод БОС используется в комплексе с традиционными коррекционными методиками (широко используются релаксационные упражнения).

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии  (Лалаева,  Левина,  Ястребова, Садовникова). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума, которые, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

•        компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

•        деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Какие же ещё существуют компьютеризированные разработки, помогающие логопеду в работе?

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе “ИГРЫ ДЛЯ  ТИГРЫ”. Компьютерная логопедическая программа  “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии,  дислалии,  ринолалии,  заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик  Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: –звукопроизношение, Просодика , Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

•        звукопроизношением;

•        просодические компоненты речи;

•        фонематическое восприятие;

•        лексико-грамматический строй речи.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С большим удовольствием логопеды работают с такими программами “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

“МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ”

Программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Ею могут пользоваться работники медико-педагогических консультаций, диагностических и сурдологических центров, школьные психологи, логопеды, воспитатели массовых детских садов и школ, родители.  Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации  и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений.

Первая программа цикла “ЛЕНТА ВРЕМЕНИ” поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни.

“В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ”. Выполняя упражнения, кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятным. Авторами создан уникальный инструмент обучения – “Калейдоскоп”, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Логопеды используют программу “ДЭЛЬФА-142”,которая помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал(картинки, буквы, слоги, слова, предложения ,звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика ,одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Компьютерный комплекс для логопедии "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" создан на основе методики постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием, разработанной кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Его можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи (логопаты, слабослышащие, глухие дети), а также с детьми, не имеющими каких-либо органических или функциональных нарушений.

Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей. Имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.

Компьютерный комплекс "Речевой калейдоскоп" может быть использован на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

Программно-аппаратный комплекс – “ВИДИМАЯ РЕЧЬ-3” – считается лучшим визуализатором на сегодняшний день в мире, имеет высокую стоимость.

Визуальный тренажёр произношения – продукт  производства, разрабатывался в центре “Специальные образовательный технологии” как более доступный по стоимости аналог версий программы “Видимая речь”.

Такие компьютеризированные разработки являются вспомогательными в логопедии и сурдопедагогике. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

3. Причины, факторы и условия, приводящие к речевой патологии.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит,  затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед - специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

-органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

-функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение. Никотин, основной токсический ком понент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.

Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.

Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.

Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.

Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.

Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.

Антидепрессивные препараты (имизин, ами-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.

Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.

Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.

Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.

Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

 

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.

Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители.

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого "срыва" речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.

На то, что "ребенок не говорит", жалуются родители детей разного возраста.

Отсутствие первых слов может беспокоить родителей годовалого малыша, особенно если это их первенец и у них нет возможности сравнить его речевое развитие со старшими детьми. Распространенное мнение о том, что ребенок должен начать говорить в год, не совсем верно. Исследователи детской речи говорят о вариативности границ речевого развития ребенка. Это значит, что у каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства.

Рассказывая о причинах задержки речевого развития, мы будем пользоваться общепринятой терминологией, которую вы можете встретить в литературе. Это означает, что при нормальном развитии интеллекта и хорошем понимании речи окружающих у малыша запаздывают сроки появления речи. Начав говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

Еще один показатель - стойкая реакция на собственное имя. Закройте губы листком бумаги и назовите шепотом имя малыша. Он должен обернуться.     В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Посади куклу на стул (под стул, рядом со стулом).

Спрячь куклу за стулом.

Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.

Принеси маме папину рубашку.

Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

У малыша хорошее слуховое внимание. Это значит, что он узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет местонахождение источника звука. Малыш различает голоса людей, звукоподражания голосам животным, показывает на картинке предмет, который вы называете.

В предшествующий период развития (в том числе и внутриутробный) на организм ребенка не воздействовали так называемые тяжелые вредоносные факторы. Темповая задержка речевого развития чаще всего возникает, если ребенок часто болеет, ослаблен, родители неправильно воспитывают его (например, почти не разговаривают с ним, игнорируют его, когда он хочет общаться).

Ребенок любознателен, проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой малыш не может задавать вопросы, чтобы получить нужную информацию, он часто подводит взрослого к интересующему его предмету, показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность.

Малыш использует другие способы общения (вокализации, жесты, мимика, интонация). Он хочет общаться с окружающими и старается привлечь их внимание, например тянет вас за одежду, поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету.

Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большое количество новых впечатлений, а его организм крепнет.

Однако многим детям нужен "пусковой толчок", чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.

4. Психолого-педагогическая коррекция речевой патологии у младших школьников.

Теоретическая часть

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга .Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга),  несформированностью межанализаторных связей.

“При поражении нижне-лобных отделов сенсо-моторной области коры фонематические нарушения характеризуются недостаточным пониманием речи окружающих. Моторика при этом нарушена по кортикальному типу, преобладают тормозные реакции”. Речевая активность недостаточна, словарный запас беден, фраза короткая. Фонематические нарушения характеризуются искажениями или заменами звуков.

“При поражении нижне-теменных отделов сенсо-моторной области коры возникает алалический синдром по афферентному типу”. При этом фонематичекий слух не сформирован ,наблюдается нечеткость, смазанность речи ,нестойкие звуковые замены и поиски артикуляции. Наблюдаются ускоренный темп речи, нарушение плавности речевого потока, спотыкание.

“При поражении верхне-височных отделов коры головного мозга чувство ритма грубо нарушено, трудно сочетать речь с движением”. При развивающейся большой речевой активности наблюдается замена и потеря слоговых элементов, замены звуков, перестановки и пропуски слогов, нарушение ритмической структуры слова.

Н.И.Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное ,как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…”Ребенок с легкими проявлениями дизартрии плохо воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные движения. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношение к речевому процессу.

По словам В.А.Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки ,которые питают источник творческой мысли” .Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Такая успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательно-коррекционной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности пространственной ориентации на себе.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики и Су Джок.

Предполагаемые результаты нетрадиционной работы.

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Практическая часть.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии,  бионергопластики и пальчиковых игр, Су Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 9 комплексов. Каждый комплекс разучивается в течении недели, затем повторяется. Комплекс состоит из 8 упражнений:

- кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно– синхронно);

- биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ);

- пальчиковой игры.

Сначала даются упражнения, а затем потешка.Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно –синхронно.

Работа начинается с простых упражнений, типа “Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.

На первом занятии проводиться 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, мы сочетаем артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п .Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Авторские сказки с использованием Су Джок массажеров, семянотерапии, жгутотерапии используются с целью воздействия на систему соотвествия биологически активных точек и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованияем наглядного материала. Вместе с психологом проводиться психогимнастика, с музыкальным руководителем – логоритмика,  с физ. руководителем – дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

 

 

5. Заключение

 Анализ литературы и практика показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Задания можно применять в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу, в середине – для подачи основного материала, в конце для закрепления полученных знаний.

При правильной организации и проведении коррекционно- развивающей работы с использованием новых технологий учитель – логопед может своевременно помочь учащимся справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть успешно школьной программой.

Вариативность, в свою очередь, использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Использование специальных комплексов в виде разнообразных игр и упражнений, наиболее способствуют активизации речевой деятельности. Комплексы для использования можно рекомендовать логопедам, педагогам и родителям.

Основным направлением совершенствования логопедической практики  должно стать адекватное использование инновационных технологий с целью удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи, а также детей, имеющих вторичные отклонения в речевом развитии, интегрированных в общеобразовательную среду; эффективность коррекционно-образовательного процесса в отношении детей с первичным и вторичным нарушением речи может быть обеспечена при условии внедрения новых форм обучения, повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов. Особое внимание необходимо уделить разработке и использованию в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в процессе профессиональной подготовки и профессиональном развитии учителей-логопедов информационно-коммуникационных технологий. Это, в свою очередь, выдвигает задачу создания банка ИКТ-ресурсов.

6. Библиография.

  1. Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
  2. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
  3. «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин  В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
  4. «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
  5. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
  6. «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
  8. «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
  9. «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.
  10. «Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва
  11. «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
  12. «Сурдопедагогика» / М. И. Никитина — Москва, 1989.
  13. «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская — Москва, 2005.
  14. «Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова — 1997.
  15. «Абелитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» — СПб, 2007.
  16. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина — Москва, 2004.
  17. «Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский — Москва, 1984.
  18. «Отбор умственноотсталых детей в спец.учреждения» / С. Д. Забравная — Млсква, 1988.
  19. «Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.
  20. «Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак — 2007.
  21. Учитель - логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д\с№2444; ГБОУ ЦО № 1446
    Елена Ивановна Кабаченко, Наталья Александровна Кабаченко
    . 

22. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
23. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
24. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
25. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
26. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
27. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
28. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.Группа детей с ОВЗ ...

Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией

В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьес...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным....

« Применение инновационных технологий в развитии связной речи у детей с ТМНР»

Применение инновационных методов воздействия в деятельности дефектолога становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, поскольку, именно, эти методы принадлежат к числ...