Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией
статья по логопедии на тему

Черепанова Алла Валентиновна

В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьесбережения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное научно-методическое учреждение

 «Городской методический кабинет Управления образования» муниципального образования городской округ Ялта

 

СООБЩЕНИЕ НА  ТЕМУ:

 

«Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией»

 

Подготовила

учитель-логопед

 ЧЕРЕПАНОВА А. В.

 Ялта - 2015

 

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается взаимодействием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. А именно, с устной речью   на  достаточно высоком уровне ее развития,  со слаженной работой речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного анализатора,  высших психических процессов.   Однако не всегда это взаимодействие происходит полноценно и своевременно. Одним из возможных последствий такого нарушения является дисграфия. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

    По данным разных авторов,   в настоящее время дисграфия выявляется у 10% - 25% учеников начальных класс.   Современные исследования специалистов из других областей знаний свидетельствуют о том, что у детей данной группы наблюдается рост нервно-психических и соматических заболеваний, когнитивных, неврозоподобных и психоорганических нарушений, а также различных функциональных расстройств в сочетании с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах получения детьми образования.

Таким образом, при организации и проведении логопедических занятий на первый план выходит необходимость сохранения, укрепления и реабилитации психического и соматического здоровья учеников, имеющих нарушения письма и чтения. Следовательно, здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью логопедических занятий в школе.

  Основными коррекционно-развивающими и здоровьесберегающими образовательными технологиями, применяемыми на логопедических занятиях в школе являются:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);

- коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

  На занятиях мною применяются группы приемов здоровьесберегающего обучения:

-стимулирующие  (приемы психотерапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии);

- информационно-обучающие.

 - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, пальчиковая, корригирующая, элементы самомассажа. психогимнастика);

Стимулирующие приемы здоровьесбережения.

  Поскольку у моих учеников отмечается эмоционально-волевая незрелость, низкая умственная работоспособность, повышенная утомляемость, затруднения произвольной концентрации внимания, все свое занятия я выстраиваю в форме игры-соревнования, когда за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По итогам занятия выявляются победители (как правило, все ученики оказываются на призовых местах) и отмечаются наклейками. Таким образом, каждый ребенок осознает собственную успешность, может проследить индивидуальную  положительную динамику на занятии, что приводит к формированию уверенности в собственных способностях, повышению уровня учебной мотивации и преодолению  страха неудачи.

Одновременно и стимулирующими, и информационно-обучающими в моей практике являются  информационные педагогические технологии. Они связаны с уникальными возможностями мультимедиа- и телекоммуникаций: активным вовлечением в процесс коррекции речи зрительного анализатора,   параллельным развитием и коррекцией познавательных процессов, непосредственно связанных с устной и письменной речью, усилением коррекционно-педагогического воздействия за счет положительной эмоциональной насыщенности занятий с использованием ИПТ

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, на моих занятиях предполагает использование

- специализированных или адаптированных компьютерных программ,

- специально разработанных презентаций в соответствии с темой, целью, задачами и содержанием конкретного занятия,

- специальных аудиороликов, по своему содержанию соответствующих целям и задачам логопедического занятия.

К   адаптированным программам, применяемым на логопедических занятиях и носящим элемент сказкотерапии, относятся игры компании МедиаХауз и ComMedia «Баба-Яга учится читать» и  программно-методическая система «Гарфилд» компании Руссобит. 

Первая программа-тренажер состоит из 10 игровых заданий. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному», может использоваться на групповых занятиях для профилактики и коррекции дислексии при наличии сенсорной мышки, которую ученики передают друг другу.

Игра содержит задания, направленные на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, профилактику и коррекцию смешения букв по оптическому признаку, включает профилактику ошибок на уровне предложений.

Использование программной системы «Гарфилд» предоставляет обширные возможности для проведения коррекционно-профилактической работы по дисграфии,  позволяет активизировать процесс закрепления знаний и умений учащихся по темам «Предложение», «Корень слова», «Суффиксальное словообразование», «Дифференциация предлогов и приставок», «Дифференцация твердых и мягких согласных» и др., что позволяет осуществлять профилактику и коррекцию дисграфии.

  Программа позволяет детям работать в удобном для них темпе, приостанавливая ход игры, если  требуется дополнительное время для размышления.

В связи с нервно-психологическими особенностями детей-дисграфиков, у них  формируется напряжение на занятиях, негативное отношение к учебной деятельности, страх письма. Им требуется дополнительная опора на средства наглядности, для создания мотивации на занятии необходимо применение игровых видов деятельности.

Для решения этих проблем эффективно применять в ходе логопедического занятия в виде мультимедийного сопровождения слайды, составленные в программе Microsoft Power Point, которые составляются логопедом в соответствии с темой, целями, задачами и содержанием занятия.

Построенные таким образом логопедическое занятие позволяет разнообразить коррекционный процесс красочной наглядностью, интенсифицирует темп занятия, вводит в ход занятия элементы игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии.

Так, любимый персонаж на моих занятиях – Баба Яга, которая ассоциируется у детей с их речевой проблемой. Выполняя задания Бабы Яги, проходя все испытания и побеждая ее, дети тем самым психологически преодолевают и свою проблему.

Применение на занятии слайд-шоу открывает перед учителем-логопедом бесконечные возможности для разработки и применения коррекционных заданий.  Дети с опорой на слайд-шоу имеют возможность подобрать имена прилагательные к именам существительным, глагол к имени существительному (составить предложение), образовать единственное и множественное число имен существительных, вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и многое-многое лругое.

К мультимедийным средствам также относятся широко применяемые на коррекционных занятиях аудиотреки. Под музыку проводятся физминутки, логопедические распевки, которые  содействуют уточнению звуков (гласных), проводится разучивание стихотворений на этапе автоматизации звуков.  Такой элемент музыкотерапии способствует  снятию напряжения, тревожности; стимуляции двигательных функций, сенсорных способностей, растормаживанию речевой функции.  

 К компенсаторно-нейтрализующим здоровьесберегающим приемам, применяемым  на логопедических занятиях относятся  физкультминутки, пальчиковая и психогимнастика.

Но, как правило, ученики 2-4 классов ощущают себя взрослыми и традиционные пальчиковые упражнения и обычные физминутки могут быть для них неинтересны. Поэтому на своих занятиях для развития мелкой моторики я применяю элементы развивающей кинезиологической программы.

У детей с дисграфией часто наблюдается снижение активности левого полушария.  Поэтому на логопедических занятиях применяются упражнения, развивающие мелкую моторику, активизирующие мыслительную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, способствующие улучшению запоминания, повышающие устойчивость внимания, облегчающие процесс письма:

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

 Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Лезгинка. Одна рука сжата в кулак, вторая раскрыта, пальцы сжаты, средний палец дотрагивается до кулака («танцует лезгинку»). Затем, по команде педагога, ребенок меняет положение рук.  

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

 В заключение хочется отметить, что понятие  здоровьесберегающие образовательные технологии,  не предполагает использования на занятии одной универсальной и чудодейственной технологии. Речь идет о комплексной системе методов и приемов. И мое личное мнение – у творческого, внимательного учителя-логопеда каждый метод и прием работы может и должен быть здоровьесберегающим!  

Библиографический список

  1. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001.  
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.   /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003.  
  3. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи/ Р.И. Лалаева /– М., 1989.
  4. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – 179с.  
  5. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л.Г. Парамонова / – СПб.: Издательство «Союз», 2004.  
  6. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление./ Л. С. Цветкова / - М., 1997. – 140 с.
  7. Баба Яга учится читать [Электронный ресурс] :  2005 «Game Factory Ukraine». 2003  ООО«МедиаХауз». 2003 Com.Media разработка. 2003 Маша Лукашина, стихи и тексты.
  8. Баба яга. Школа на курьих ножках [Электронный ресурс] :  2008, ООО«МедиаХауз», издание. 2008, Com.Media разработка. 2007, Леонид Яхнин, стихи и тексты. 2008 «Game Factory Ukraine».  
  9. Гарфилд второклассникам. Чтение [Электронный ресурс] : обучающая игра детям 7-9 лет.  Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2005Гарфилд первоклассникам. Чтение [Электронный ресурс] : детям 6-8 лет Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2005.
  10. Гарфилд первоклассникам. Лексика и орфография [Электронный ресурс]: детям 6-8 лет. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2005.
  11. Гарфилд первоклассникам. Грамматика и письмо [Электронный ресурс]: детям 6-8 лет. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2006.
  12. Гарфилд второклассникам. Грамматика и письмо [Электронный ресурс]: детям 7-9 лет. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2006.
  13. Гарфилд второклассникам. Чтение [Электронный ресурс] : детям 7-9 лет. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2006.
  14. Гарфилд второклассникам. Лексика и орфография [Электронный ресурс]: детям 7-9 лет. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни....

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся

Данный материал освещает опыт организации внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий...

Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...