Урок "Моя малая родина - Андреаполь."
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Павлова Таисия Евгеньевна

Конспект урока  на тему : «Путешествие по городу Андреаполь». (Моя малая Родина).

 

Конспект занятия в 1 классе (6 - 7 лет), логопедическое заключение обучающихся данной подгруппы: ФФН.

Выполнила: учитель логопед МОУ АСОШ№2 – Павлова Таисия Евгеньевна

 

Актуальность: Занятия на тему о Родине, Андреаполе, достопримечательностях родного города очень актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.

Личностные особенности данной подгруппы детей: У данной подгруппы детей логопедическое заключение: ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Р.Е.Левина)

 Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о родном городе, для предупреждения ошибок на письме, связанных с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза, способствовать совершенствованию речевых умений, формированию слухового внимания.

 Задачи:

 • Образовательные:

 - развивать языковой анализ и синтез;

 - закреплять знания детей о любимом городе.

 • Коррекционно-развивающие:

 - расширять и активизировать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием стихов о «Любимом городе Андреаполь»;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - закреплять выделение ударной гласной буквы в словах, деление слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;

 - формировать лексико-грамматические категории по данной теме;

 - совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;

 - совершенствовать мелкую моторику;

 - развивать творческую фантазию, мышление, воображение, память, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;

 - формировать музыкальный вкус, кругозор.

 • Воспитательные:

 - воспитывать любовь к русскому языку, родному городу, обучение навыкам межличностного взаимодействия;

 - продолжать работу по воспитанию любви к Родине, к родному Андреаполю, чувство гордости за людей, живущих в ней – андреапольцев;

 - формировать добрые взаимоотношения между детьми.

 

 Предварительная работа:  посещение музея города, беседы о Андреаполе, рассматривание фотографий о Андреаполе, репродукций картин Андреапольских художников, просмотр мультимедийных презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему : «Путешествие по городу Андреаполь». (Моя малая Родина).

Конспект занятия в 1 классе (6 - 7 лет), логопедическое заключение обучающихся данной подгруппы: ФФН. 

Выполнила: учитель логопед МОУ АСОШ№2 – Павлова Таисия Евгеньевна

Актуальность: Занятия на тему о Родине, Андреаполе, достопримечательностях родного города очень актуальны, приоритетны в школах, детских садах. Очень важно с малых лет прививать любовь к малой родине, к культурно-историческому наследию предков.

Личностные особенности данной подгруппы детей: У данной подгруппы детей логопедическое заключение: ФФН. Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Р.Е.Левина)

 Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о родном городе, для предупреждения ошибок на письме, связанных с недостаточным развитием языкового анализа и синтеза, способствовать совершенствованию речевых умений, формированию слухового внимания.

 Задачи:

 • Образовательные:

 - развивать языковой анализ и синтез;

 - закреплять знания детей о любимом городе.

 • Коррекционно-развивающие:

 - расширять и активизировать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием стихов о «Любимом городе Андреаполь»;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - закреплять выделение ударной гласной буквы в словах, деление слов на слоги, учить соотносить схемы ударных слогов с данными словами;

 - формировать лексико-грамматические категории по данной теме;

 - совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы;

 - совершенствовать мелкую моторику;

 - развивать творческую фантазию, мышление, воображение, память, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;

 - формировать музыкальный вкус, кругозор.

 • Воспитательные:

 - воспитывать любовь к русскому языку, родному городу, обучение навыкам межличностного взаимодействия;

 - продолжать работу по воспитанию любви к Родине, к родному Андреаполю, чувство гордости за людей, живущих в ней – андреапольцев;

 - формировать добрые взаимоотношения между детьми.

 Предварительная работа:  посещение музея города, беседы о Андреаполе, рассматривание фотографий о Андреаполе, репродукций картин Андреапольских художников, просмотр мультимедийных презентаций.

Словарь: Андреаполь, андреапольцы, минеральный источник, памятник архитектуры, фарфор, Ломоносово, спортивный, театральный.

 Оборудование: указка, аудиозапись Владимира Юринова – Песня про Андреаполь, карта путешествия, карточки со слогами для составления и чтения слов, карточки для индивидуальной работы, карточки, для определения места звука в слове, карточки-схемы слов, фоны, проектор, демонстрационный экран, ноутбук, презентация в программе Power Point  презентация к занятию «Путешествие по городу Андреаполь».

 Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о родном городе Андреаполе и совершенствование умений детей выполнять языковой анализ и синтез.

 Ожидаемый результат (для обучающихся): закрепить знания о городе Андреаполь, совершенствовать языковой анализ и синтез на материале данной темы.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

 Дети под музыку /Владимир Юринов – Песня про Андреаполь/ входят в кабинет и встают возле учителя-логопеда. Слайд № 1.

 Учитель-логопед: - Здравствуйте, дети! /учитель-логопед читает стихотворение «С чего начинается Родина?» М. Матусовского//Приложение № 1/.

 2. Объявление темы:

 Учитель-логопед: О чём это стихотворение?

 Дети: Это стихотворение о Родине.

 Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (предп. ответ: о Родине, с чего она начинается для каждого человека, о нашем любимом городе).

 Учитель-логопед: А с какой целью? Зачем?

 (ответы детей)

 3. Вводная беседа:

- Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? Правильно – Россия. Много городов в России – Москва, Санкт-Петербург, Архангельск. А как называется наш город?

 Дети: Андреаполь. Слайд № 2.

 Учитель-логопед: О чём ещё мы поговорим сегодня на занятии?

 Дети: О нашем любимом городе Андреаполе.

 Учитель-логопед: А как называют жителей нашего города?

 Дети: андреаполецы. Слайд № 3.

Учитель-логопед: Вы настоящие Андреапольцы, такие, как Вы, должны знать свой родной город. На занятии вас ждёт много интересного.

 Лес, ручей, машина, руки…

 В каждом слове слышим звуки.

 Звуки эти разные.

 Какие?

 Дети: гласные и согласные.

 - А теперь сядет тот, у кого первый звук в имени гласный, затем - у кого – согласный.

 4. Основная часть:

 Учитель-логопед: Ребята, а куда мы с Вами ходили  на экскурсию?

Дети: Мы ходили на экскурсию по Андреаполю. Слайд № 4.

Учитель-логопед: Правильно. Андреаполь  очень красивый, цветущий, спортивный город. А какие достопримечательности есть в нашем городе?

 Дети: памятники архитектуры, парки. Слайд № 5-6.

Учитель-логопед: Ребята, а какие парки есть в нашем городе?

Дети: Городской парк, парк имени Половчении. Слайд № 7-8.

Учитель-логопед: В каком микрорайоне находится наша  школа?

Дети: В микрорайоне Ломоносово. Слайд № 9-10.

 Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе» /Приложение № 2/.

Учитель-логопед: - Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие.

 Но сначала я проверю ваши знания, хватит ли сил вам совершить это путешествие.

 Блиц-опрос:

 - Что такое звук?

 /Звук это то, что мы слышим и произносим/.

 - Как узнать гласный звук?

 /Гласный можно петь, нет преграды воздуху/.

 - Какие бывают согласные?

 /Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие/.

 - Что такое буква?

 /Букву мы видим и пишем. Буква обозначает звук/.

 - Как по-другому называют азбуку? /Алфавит/.

 - Сколько букв в русском алфавите? /33/

 - Сколько гласных? /10/

 - Какие буквы не обозначают звуки? /Ъ, Ь/.

 - Какие звуки всегда твёрдые? /Ж, Ш, Ц/.

 - Какие звуки всегда мягкие? /Ч, Щ, Й/.

 Ребёнок читает стихотворение:

 - Ты эти буквы заучи,

 Их три десятка с лишним,

 А для тебя они - ключи

 Ко всем хорошим книжкам.

 В дорогу взять не позабудь

 Ключей волшебных связку,

 В любой рассказ найдёшь ты путь,

 Войдёшь в любую сказку.

Учитель-логопед: - Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда - в путь! Я для Вас нарисовала карту путешествия /показ карты/. Куда мы направимся – направо или налево? /налево/. Что это? Дорога. Значит мы пойдем по /чему?/ по дороге. Какая это дорога? /длинная, узкая/. Закройте глаза и представьте себе:

 «Осеннее солнышко иногда пригревает Ваши носики. Зажмурьтесь, улыбнитесь, подышите свежим воздухом. Там такой чистый воздух. Давайте подышим /вдох-носом, выдох-ртом/. Откройте глаза. Что это впереди? Это пруд. В пруду живут разные звуки. Игра «Собери слово из звуков»: [Андреаполь], [Ломоносово], [школьник].

 «Бежал ежик по дорожке

 От начала до конца

 И найти не может ежик

 Место звука - беглеца!»

 Игра «Угадай место звука [в] в словах»: Андреаполь, минеральный источник, андреапольцы, памятник архитектуры, фарфор, вода

 Учитель-логопед: Куда двигаемся дальше? /направо/. Мы идём дальше по узкой дороге и зашли мы куда? /в рощу/. Какая это роща? /берёзовая, осенняя, унылая/. Слайд № 11.

 Учитель-логопед: Мы не будем унывать а посмотрим на солнышко.

 (Дети выполняют зрительную гимнастику «Солнышко»). Слайд № 11-12.

 В роще живёт Буквоед.

 Скажу Вам по секрету:

 ест он буквы на обед и говорит:

 «Вкуснее их ничего на свете нет.

 Они такие сладкие

 Слова без них невнятные…»

 Поможем вернуть буквы на место в слова /инд. работа на карточках на выбор обучающегося/

 /Синяя карточка – пишут только изученные письменные буквы, красная карточка – все буквы/.

 ..арк

 Музе..

Во..зал

 ..ндре..поль

 Л..м..носо..о

  ав_обус

Помогли мы буквам найти своё место в словах, они продолжат жить в нашем городе. Физкультминутка «Мы по городу гуляем…» / Приложение № 3 /.

Учитель-логопед: Наше путешествие продолжается, впереди забор.

 Лучше умственной зарядки,

 Нет для взрослых и детей.

 Отгадаете загадки,

 Сразу станете умней.

 «Чиста, да не вода, бела, да не снег, сладка, да не мёд,

 От коровы берут и деткам дают» /молоко/

«Шумят повсюду поезда и едут люди кто куда.

 Со всех сторон, со всех концов, кто ждёт прибытье поездов,

 Того мы приглашаем в зал, что называется …» /вокзал/

 «Соединяет берега широченная дуга,

 Бежит дорога высоко, под нею – воды глубоко» /мост/

 Поберите какой из схем соответствует слово-отгадка: /схемы с разным количеством слогов и разным местоположением ударения в слове/.

Учитель-логопед: Какой замечательный у нас город. Столько всего в нём интересного и увлекательного! Здесь есть театры и библиотеки, памятники, музеи, парки и скверы.

 А в нашем путешествии встретилось последнее препятствие. Это яма, которую нам надо преодолеть, чтобы вернуться в школу. Мост будет необычный - из слов. Но слова не отдельные, надо, чтобы они цеплялись друг за друга. Для этого мы прочитаем предложение на доске:

 Дети: Мне понравилось …../индивидуальные ответы детей/.

Учитель-логопед: Путешествие наше закончилось. Вы рады возвращению в нашу школу? Слайд № 14.

  Итог занятия: Что вы сегодня узнали нового? Что наиболее интересным показалось вам на нашем занятии? Кто может себя похвалить за работу на занятии?

 Рефлексия педагога и ребёнка:

 Оцените свою работу на занятии поднятием руки:

 - работал (а) в полную силу,

 - работал (а) хорошо,

 - мог (могла) работать лучше.

 Выберите солнышко с улыбкой, если вы довольны занятием, грустное солнышко, если занятие вам не понравилось и просто спокойное солнышко, если занятие было обычным.

 Организация окончания занятия. Чтение учителем-логопедом стихотворения-пожелания:

 «Вы зарядку делайте,

 Прыгайте и бегайте,

 Станете весёлыми,

 Сильными и смелыми.

 Вы зимой катайтесь с горки,

 Летом плавайте в реке,

 Чтоб всегда одни пятёрки

 Звенели в вашем дневнике».

Приложение 1

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

 С картинки в твоём букваре,

 С хороших и верных товарищей,

 Живущих в соседнем дворе.

 А, может, она начинается

         С той песни, что пела нам мать,

         С того, что в любых испытаниях

 У нас никому не отнять.

 С чего начинается Родина?

 С заветной скамьи у ворот,

 С той самой берёзки, что во поле,

 Под ветром склоняясь, растёт.

 А, может, она начинается

 С весенней запевки скворца

         И с этой дороги просёлочной,

 Которой не видно конца.

 С чего начинается Родина?

 С окошек, горящих вдали,

 Со старой отцовской будёновки,

 Что где-то в шкафу мы нашли

        <1968>

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе».

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

 Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

 Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

 Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

 Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

 За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

 Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

 К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

 В дверь стучимся: (кулаками по столу)

 тук-тук-тук.

 Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

 В гости к другу мы пришли

 И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

 Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

 Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

 Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

 Все покажут без подсказки.

 Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

 Два здоровых бодрячка.

 Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

 Молчуны, всегда упрямы.

 Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

 Непоседы и плутишки.

 Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

 Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

 Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

 Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

 Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

 Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

 Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

 И под горкой (приседаем)

 И на елке (встаем, руки в стороны)

 И под елкой (обхватываем себя руками)

 А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

 Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Приложение 3

Физкультминутка.

 Мы по городу шагаем,

 Много видим, называем.

 Светофоры и машины,

 Скверы, улицы, мосты,

 И деревья и кусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...