Комплексная помощь детям с ОВЗ
методическая разработка по логопедии по теме

 

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии  от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом,  у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и  сроки коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя-дефектолога в системе комплексной помощи детям с ОВЗ  в общеобразовательной школе.

Слайд 1

Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Слайд 2

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии  от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом,  у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и  сроки коррекционной работы.

Слайд 3

В настоящее время ряд образовательных учреждений создает на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги. Родителям  предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение. Процессы интеграции предполагают разнообразные вариативные формы включения детей с ОВЗ в среду сверстников. В общеобразовательной школе предусматриваются следующие виды и формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, выделенные на основании имеющихся разработок в научно-теоретическом и практическом плане (Л.М. Шипицына, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.А. Екжанова и др.). 

По виду – это образовательная (педагогическая) и социальная интеграция.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.  

Педагогическая (образовательная) интеграция – формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом.

Слайд 4

   Опираясь на современные научно-методические разработки ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко Н.Д., 2008 и др)  следует выделить следующие вариативные формы интегрированного обучения учащихся  в соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции: постоянная, комбинированная, частичная, временная.

Полная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, которые в условиях ДОУ компенсирующего или других специализированных условиях достигли уровня психофизического развития возрастной нормы. При этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь специалистов.

Частичная интеграция – эта форма интеграции используется для детей,  испытывающих стойкие трудности в обучении, и получающих образование  в условиях специального (коррекционного) класса или  класса компенсирующего обучения. При этой форме интеграции учащиеся включены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками, они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.

Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).

Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создания специализированных условий обучения в соответствии с его особенностями. При этой форме интеграции учебный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуализируется в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В настоящее время эта форма интеграции рассматривается чаще как инклюзия.

Слайд 5

Основная деятельность дефектолога в общеобразовательной школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специальных условиях обучения, в том числе и в коррекционных классах. Я работаю с обучающимися, которым рекомендовано обучение по программе 7 и 8 вида.  Часть детей обучается в общеобразовательных классах и получает специализированную помощь учителя - дефектолога (полная интеграция). Большая часть детей обучается в классах компенсирующего обучения и с ними работает психолог и учитель - дефектолог (частичная интеграция). Часть детей находится на индивидуальном обучении и получают специализированную помощь учителя – дефектолога и логопеда (временная интеграция).

Слайд 6. 

Цель и направления работы учителя – дефектолога представлены на слайде. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся специальных (коррекционных) классов, которые не нуждается в систематических занятиях дефектолога.

Слайд 7.

Детям с ЗПР требуется комплексная помощь с разной долей участия специалистов различного профиля.  Степень участия специалистов и разработка программы  комплексной помощи учащимся осуществляется на школьном ПМПк.

Слайд 8.

Организация работы осуществляется в три этапа: диагностико-прогнастический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.

На диагностико – прогностическиом этапе по результатам комплексной диагностики разрабатывается индивидуальная коррекционно – развивающая программа

Слайд 9.

Индивидуальные коррекционно - развивающие программы могут схематично выглядеть следующим образом:

Особенности учебной деят-ти, умственного развития, поведения и общения которые необходимо корригировать

Прогнозируемый результат

Деятельность учителя по коррекции

Деятельность педагога - психолога , учителя –дефектолога, учителя - логопеда и т.д.

Достигнутый результат

Первое полугодие

Слайд 8

Коррекционно – формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.

Оценочно – проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведённой работы всех участников образовательного процесса: учителя, психолога, дефектолога, логопеда.  Полученная информация используется не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей  коррекционно–развивающей работы.

Вывод: При организации интегрированного обучения, оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.

Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «Филиппок»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...

Применение новых технологий в комплексном обучении детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по РСВ и ФП

Концепция предполагает дифференцированное обучение  и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для об...

Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС

Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...

Программа коррекционной работы, направленая на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья[1] в освоении основной образовательно...