№ п/п | Этап занятия | Примечание |
1 | Введение в занятие - Вспомним наше правило: (проговаривается вместе с учеником) Каждый день, всегда, везде На занятиях, в игре Звонко, четко говорим, Никогда мы не спешим. |
|
2 | Развитие логического мышления - Послушай ряд слов и скажи, какое слово лишнее: снегирь, синица, ласточка, дятел. (Ласточка) - Объясни, почему? (Все птицы зимующие, а ласточка – перелетная птица.) |
|
3 | Развитие продолжительного целенаправленного выдоха Игра «Чья ласточка дальше улетит?» - А сейчас мы с тобой посоревнуемся. По моему сигналу: «Ласточки, полетели!» мы с тобой будем дуть каждый на свою фигурку. И посмотрим, чья птичка дальше улетит. | бумажные птички |
4 | Развитие звукового анализа. Сообщение темы занятия - Сколько звуков в слове ласточка? (8 звуков) - Какой звук ты слышишь в начале слова? (Звук [Л]) - Назови третий по счету звук. (Звук [С]) - Какой звук ты слышишь после звука [О]? (Звук [Ч]) - Сможешь сказать, чем мы сегодня будем заниматься? - Правильно, сегодня мы с тобой продолжим учиться произносить звук [ч] в словах и словосочетаниях. |
|
5 | Артикуляционная гимнастика - А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику. Чики – чики – чики – чок, Не стесняйся язычок. Не пугайся, не ленись, Повторяй – не ошибись. - Улыбка - заборчик
(под счет педагога до 10) Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «ииии» скажи Свой заборчик покажи! | - Чашечка
(под счет педагога до 10) Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. | 2. Трубочка Я слегка прикрою рот, Губы «трубочкой» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке у-у-у. | 5. Качели (под счет 5-8 раз) На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз, Выше крыши поднимаюсь, А потом опять спускаюсь. | - Лопаточка
(под счет педагога до 15) Язык лопаткой положу И спокойно подержу. Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! | 6. Лошадка (под счет 8-10 раз) Цок – цок – цок – цок, Я лошадка серый бок. Я копытцем постучу Если хочешь – прокачу. |
|
альбом, стихи |
6 | Артикуляционная характеристика звука [Ч] - Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]? (Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.) - Как воздух выходит изо рта? (Толчками) - Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.) - Какой это звук? Дай ему характеристику. (Звук [Ч] - согласный, мягкий, глухой, непарный) - Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). - Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.) - Произнеси четко звук [Ч]. | зеркало |
7 | Развитие фонематического восприятия - Я сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а ты должна запомнить только те, в которых есть звук [ч]. Башмачки, цепь, сачок, щенок, бабочка. - Какие слова ты запомнила? - А ты знаешь, что такое сачок и для чего он нужен? ( Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.) Логопед демонстрирует картинку с сачком. | картинка |
8 | Автоматизация звука [Ч] в словах - Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук [Ч]. - Какое слово будет первым? (Это слово «врач».) | картинка |
9 | Развитие фонематического синтеза - Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук». - Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч] Гайка - чайка Дуб - … Тайник - …. Бас - … Кашка - … | Мел – меч Клюв - … План -.. Кулик - .. Лук - … |
Чуб – это прядь волос. | мяч |
10 | Развитие зрительного внимания Игра «Чего не стало?» - Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение? - Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало? | компьютер |
11 | Развитие слогового синтеза - Скажи, как можно разделить слова? (Правильно, на слоги.) - А какое правило ты знаешь? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) - У меня есть веселый поезд, каждый вагон которого необычный. Посмотри, чем они отличаются друг от друга? (Правильно, в каждом вагоне разное количество окошек.) - А внизу наши пассажиры. Давай разместим их по вагонам. Догадалась как? (Правильно нужно посчитать количество слогов в каждом слове.) - Наши пассажиры заняли свои места, и поезд отправляется – чух, чух – чух!!! | компьютер |
12 | Развитие грамматического строя речи Игра «Подбери пару» - Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика. чайные ночная точные обидчивый чистая | водичка чашки мальчик часы бабочка |
- Прочитай получившиеся словосочетания. | карточка |
13 | Резерв - Отгадай ребус. |
|
14 | Итог занятия - Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? - Какие слова со звуком [Ч] ты запомнила? - Молодец, у тебя хорошо получалось! |
|