Автоматизация звука [Ч] в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Занятие на закрепление правильного произношения звука [Ч] в словах и словосочетаниях. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука, развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_seminar.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Автоматизация звука [Ч] в словах и словосочетаниях

Задачи:
- формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];

 - закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах и словосочетаниях;
- совершенствовать работу над грамматическим строем речи;

 - развивать речевое дыхание, фонематический анализ и синтез;
- развивать логическое мышление, слуховую память;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.
Оборудование: картинка «сачок», зеркало, бумажные птички, мяч, компьютер

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Примечание

1

Введение в занятие

- Вспомним наше правило: (проговаривается вместе с учеником)

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Звонко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2

Развитие логического мышления

- Послушай ряд слов и скажи, какое слово лишнее: снегирь, синица, ласточка, дятел. (Ласточка)

 - Объясни, почему? (Все птицы зимующие, а ласточка – перелетная птица.)

3

Развитие продолжительного целенаправленного выдоха

Игра «Чья ласточка дальше улетит?»
-
А сейчас мы  с тобой посоревнуемся. По моему сигналу: «Ласточки, полетели!» мы с тобой будем дуть каждый на свою фигурку. И посмотрим, чья птичка дальше улетит.

бумажные птички

4

Развитие звукового анализа. Сообщение темы занятия

- Сколько звуков в слове ласточка? (8 звуков)

- Какой звук ты слышишь в начале слова? (Звук [Л])

- Назови третий по счету звук. (Звук [С])

- Какой звук ты слышишь после звука [О]? (Звук [Ч])

- Сможешь сказать, чем мы сегодня будем заниматься?

- Правильно, сегодня мы с тобой  продолжим учиться произносить звук [ч] в словах и словосочетаниях.

5

Артикуляционная гимнастика

- А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.

  1. Улыбка - заборчик

(под счет педагога до 10)

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

  1. Чашечка

(под счет педагога до 10)

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

2. Трубочка

Я слегка прикрою рот,

Губы «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

5. Качели

(под счет 5-8 раз)

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Выше крыши поднимаюсь,

А потом опять спускаюсь.

  1. Лопаточка

(под счет педагога до 15)

Язык лопаткой положу

И спокойно подержу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Лошадка

(под счет 8-10 раз)
Цок – цок – цок – цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.

альбом, стихи

6

Артикуляционная характеристика звука [Ч]

- Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]? (Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.)        
- Как воздух выходит изо рта? (Толчками)
- Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.)
- Какой это звук? Дай ему характеристику.
(Звук [Ч] - согласный, мягкий, глухой, непарный)

 - Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок).

 - Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.)

 - Произнеси четко звук [Ч].

зеркало

7

Развитие фонематического восприятия

- Я сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а ты должна запомнить только те, в которых есть звук [ч].

Башмачки, цепь, сачок, щенок, бабочка.

- Какие слова ты запомнила?

- А ты знаешь, что такое сачок и для чего он нужен? ( Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.)

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

картинка

8

Автоматизация звука [Ч] в словах

 - Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук [Ч].

 - Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)

картинка

9

Развитие фонематического синтеза

 - Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».

- Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]

Гайка - чайка
Дуб - …

Тайник - ….

Бас - …

Кашка - …

Мел – меч
Клюв - …

План -..
Кулик - ..
Лук - …

Чуб – это прядь волос.

мяч

10

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?»

 - Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

 - Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

компьютер

11

Развитие слогового синтеза

 - Скажи, как можно разделить слова? (Правильно, на слоги.)

 - А какое правило ты знаешь? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

 - У меня есть веселый поезд, каждый вагон которого необычный. Посмотри, чем они отличаются друг от друга? (Правильно, в каждом вагоне разное количество окошек.)

 - А внизу наши пассажиры. Давай разместим их по вагонам. Догадалась как? (Правильно нужно посчитать количество слогов в каждом слове.)

 - Наши пассажиры заняли свои места, и поезд отправляется – чух, чух – чух!!!

компьютер

12

Развитие грамматического строя речи

Игра «Подбери пару»

 - Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика.

чайные

ночная

точные

обидчивый

чистая

водичка

чашки

мальчик

часы

бабочка

- Прочитай получившиеся словосочетания.

карточка

13

Резерв

 - Отгадай ребус.

14

Итог занятия

 - Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

 - Какие слова со звуком [Ч] ты запомнила?

 - Молодец, у тебя хорошо получалось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)

Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".

Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....

Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Речевой материал для автоматизации звуков  Ш, Ж (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)...

Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях. Часть II

В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...

Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в словах и словосочетаниях и предложениях. Часть III

В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...