Творительный падеж
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Бакулина Валентина Леонидовна

Цель логопедического занятия по теме "Творительный падеж" - уточнить и расширить знания учащихся третьего класса о существительных творительного падежа, закрепить в речи учащихся формы творительного падежа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Тема: Творительный падеж.

Цели:  

Уточнить и расширить знания учащихся о существительных творительного падежа.

Закрепить в речи учащихся формы творительного падежа.

Обогатить словарный запас по теме «Профессии».

Развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.

Оборудование: город падежей; домик с падежными вопросами, окончаниями, предлогами; картинки с изображением людей разных профессий, карточки для индивидуальной работы; таблицы, мяч.

                                                          Ход занятия

  1. Оргмомент.

Сядет тот, кто правильно определит падеж имён существительных. (Дети расселяют слова в домики в Городе падежей).

без кисти, по капле, с неба, к дубраве, на колос, трава, после дождя, гору.

  1.  Актуализация знаний.

  1. Прочитаем текст Д. Родари.

                           У каждого дела запах особый:

                           В булочной пахнет тестом и сдобой.

                           Пахнет маляр скипидаром и краской.

                           Пахнет стекольщик оконной замазкой.

                           Рыхлой землёю, полем и лугом

                           Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

                           Рыбой и морем пахнет рыбак.

                           Только безделье не пахнет никак.

- На какай вопрос отвечают выделенные слова? (Чем?)

- Существительные в каком падеже отвечают на этот вопрос?

  1. Сегодня мы с вами отправимся на улицу Т.п., узнаем, какие вопросы и предлоги живут здесь.

- Кем работают жители этой улицы?

(Логопед показывает картинки с изображением людей разных профессий, дети записывают слова на доске, выделяют окончания).

      Медсестрой, библиотекарем, парикмахером, моделью, токарем, слесарем, художником, акробатом.

- Чем художник рисует картину? (Кистью).

- Чем портниха пришивает пуговицы? (Иголкой).

(Вопросы, окончания Т.п. выставляются в домики)

  1. Жители улицы Т.п. очень любят творить, сочинять рассказы, стихи. Послушайте стихотворение одного школьника. Найдите существительные в Т.п.

                           Чтоб от всех не отставать,

                           Слыть сообразительным,

                           Надо всё теперь понять

                                                                                                                                          1

                          В падеже творительном.

                         Что там долго говорить,

                         Вот решился я творить.

                         Карандаш, бумагу взял

                         И пейзаж нарисовал.

                         Перед замком куст цветёт,

                         Под корягой змей живёт.

                         Над дорогой реет сокол,

                         За оградой кот идёт.

(Дети выписывают на доске словосочетания, предлоги выставляются в домики)

          Цветёт перед замком, живёт под корягой, реет над дорогой, идёт за оградой).

  1. С чем любят пить чай жители улицы Т.п.?

(С лимоном, с сахаром, с мёдом, с тортом, с пряником, с вареньем, с джемом, с песком, с конфетой).

- С чем делают бутерброды?

(С сыром, с колбасой, с ветчиной, с зеленью, с рыбой, с огурцом, с маслом).

  1. Составьте предложения, используя картинки.

- Где висит лампа? (над креслом, над дверью, над столом, над диваном, над шкафом).

-Где стоят туфли? (под столом, под диваном, под шкафом, под креслом, под дверью)

- С кем разговаривает папа? (с бабушкой, с сыном, с дочерью, с дядей, с тётей, с мамой).

(На доске записываются два предложения, дети выясняют, какими членами предложения могут быть существительные в творительном падеже).

       Лампа висит над столом. Папа разговаривает с сыном.

(Существительные в Т.п. могут быть дополнениями и обстоятельствами).

  1. Физкультминутка с мячом.

(Дети отвечают на вопросы логопеда).

- С кем ты сидишь?

- Между кем ты сидишь?

- Перед кем ты сидишь?

- За кем ты сидишь?

- Рядом с кем ты сидишь?

- Какими предлогами вы пользовались?

  1. Индивидуальная работа. Составьте предложения из данных слов. Подчеркните

существительные в Т.п., выделите окончания.

Река, над, белеет, туман.

Под, ёж, нашли, дети, ёлка.

Мост, под, речка, течёт.

Под, медведь, ёлка, яма, нашёл.

Лампа, стол, висит, над.

Метёт, Москва, над, метель.

Поле, над, вьюга, гуляет.

Вода, над, кружит, чайка.

  1. Ответьте на вопросы жителей улицы Т.п.

                                                                                                                                               2

Саша зашёл за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

За домом огород. Что впереди?

За хлебом пошёл Серёжа. Что нужно купить?

Сочинение написано учеником. Кто выполнял работу?

Над лесом взошла луна. Что внизу?

Под коробкой лежит мяч. Что наверху?

-Что вы узнали о существительных в Т.п. в единственном числе.

  1. Жители Города падежей любят играть в игру «Найди пару»

(Дети составляют словосочетания, выделяют окончания)

                          режет                                           спицы

                          вяжут                                           ножницы  

                          слушают                                      глаза

                          смотрят                                        уши

                          рисуют                                         губы

                          кусают                                         карандаши

                          гребут                                          сети

                          ловят                                            вёсла

                          возят                                            сумки

                          носят                                            возы

 

- В каком падеже и в каком числе стоят существительные, какие у них окончания?

 

  1. Найдите в текстах пословиц и поговорок существительные в Т.п. мн.ч., обозначьте

окончания. Самостоятельная работа.

       Ешь пироги с грибами, да язык держи за зубами. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Не красна изба углами, а красна пирогами. С волками жить –

по-волчьи выть. После драки кулаками не машут. Соловья баснями не кормят. Твоими устами да мёд пить.

  1. Жители улицы Т.п. хотят узнать, правильно ли вы употребляете существительные

Т.п. в речи. Прочитайте предложения, найдите ошибки в употреблении предлогов «над» и «под».

1). Месяц встаёт над лесом. 2). Солнце поднялось под полем. 3). Пчела летает под цветами. 4). Спортсмен поднимает над головой штангу. 5). Щенок сидит под крыльцом. 6). В дождь нужно ходить над зонтиком. 7). Над яблонями лежат яблоки. 8). Тапочки стоят под кроватью. 9). Больной лежит под одеялом. 10). Заяц сидит под сосной. 11).В праздник бывает салют над Москвой. 12). Звёзды видели мы днём за рекою под Кремлём. 13). Мыши смеются над кошками.14. Колосья гнулись под тяжестью зёрен. 15. Люстра висит под столом. 16). Ковёр лежит над столом.

  1. Итог занятия.

- Что вы знаете о творительном падеже?  

                                                                                                                                                      3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Творительный падеж существительных 1 склонения

Методическая разработка урока, презентация к уорку, фотография....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....