Артикуляционная гимнастика
план-конспект по логопедии на тему

Обухова Любовь Николаевна
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Цели занятия:

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

- учить согласовывать имена существительные с числительными;

- учить согласовывать имена существительные с глаголами;

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Л.  Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Л. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

 2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Л. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Л. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.А как называются  птицы, которые питаются насекомыми ? ( Насекомоядные)  А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети.(Делают предположения)

Л. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Л. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Это-зерноядные. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Л. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Л. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

 3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: логопед  перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

 4. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)

Правила игры: логопед называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.

Соловей…(поёт),                             Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),                   Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),                         Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),                          Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. А сейчас, ребята, вы превратитесь в лебедей. Я буду произносить текст, а вы выполняйте движения:

Лебеди  летят,  крыльями  машут,

Проснулись  над  водой,  качают  головой.

Прямо  и  гордо  умеют  держаться,

Очень  бесшумно  на  воду  садятся.

На  воду  сели,  посидели  и  снова  полетели.

6. Летят журавли на юг (со своими) ... журавлятами.

Летят утки на юг (со своими) ... утятами.

Летят гуси на юг (со своими) ... гусятами.

Летят аисты на юг (со своими) ... аистятами.

Летят лебеди на юг (со своими) ... лебедятами.

Летят грачи на юг ( со своими) … грачатами.

Летят стрижи на юг ( со своими) …стрижатами.

Летят скворцы на юг ( со своими) …скворчатами.

7.- Ребята, а что делают птицы? (Летают, вьют гнёзда, кричат, поют, клюют, ловят жуков, ....

8.Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела.

9.Д/и «Сложные слова».

Белая грудь у птички, значит она – белогрудая; длинные крылья- длиннокрылая; короткий хвост- короткохвостая; черные глаза- черноглазая; серые глаза- сероглазая; громкий голос- громкоголосая; пестрые крылья- пестрокрылая.

10. Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист               Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка         Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

11. Выделение первых и последних звуков в названии перелетных птиц, деление слов на слоги.

12. Звуковой разбор слов: УТКА, АИСТ, ГУСИ, ЛЕБЕДИ.

13. Составление схем к предложениям:

Осень, на, юг, птицы, улететь.

Лебеди, клин, летят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...