Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Ц]"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Лисунова Светлана Васильевна

Конспект урока по теме: "Постановка звука [Ц]".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_post._ts.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Постановка звука Ц

Цели: 

- добиться постановки звука Ц смешанным способом и разными методами;

- Развивать слуховое восприятие, психические процессы, синтез самомассажа, пальчиковой гимнастики с артикуляционными упражнениями (биоэнергопластика)

- Вырабатывать длительную воздушную струю, навык самоконтроля.

- Учить передавать  и понимать эмоции и чувства мимикой и голосом.

- Воспитывать нравственно-эстетическую личность, через межпредметную связь.  

                                                  Ход урока

I Орг. момент

- Как называется наше занятие?

- Чему учимся на индивидуальных занятиях?

-Какое  сейчас время года?

Что происходит весной с природой?

- Отгадай загадку, кто заглянул к нам на урок?

Мне неподвластна даже весна

Люблю я холод, лёд и снега.

- Снежная королева.(слайд)

- Из какой сказки она?

- Кто её написал?

- Королева Снежная Кая увезла(слайд)

Сердце заморозила,

Там кусочек льда.

Герда нам письмо прислала, она просит ей  помочь

- Как ты думаешь, почему она прислала письмо?(слайд)

- Помогите! Помогите!

Сердце Кая оживите.

В вашей школе мальчик есть.

Звук он должен отгадать,

А потом его сказать.

В помощь вам картинки дам. (слайд)

- как ты думаешь почему она прислала эти картинки?

- а ещё подумай почему?

- в каждом слове есть одинаковый звук

-правильно, это звук Ц.

Пойди возьми букву, которая обозначает этот звук.

II Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ц. 

III Подготовительный этап

Правильно произносить звук Ц тебе помогут твои друзья-помощники: (слайд)

Пальцы, лицо и язычок,

Струя воздушная и уши-

Вот наши верные друзья

Они нам очень помогают

И нужный звук вызывают.

1 пальчиковая гимнастика и самомассаж под музыку

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить(слайд)

(слайд) Солнышко проснулось, пальчиков коснулось и погладило

Поочерёдно поглаживать от кончиков к основанию

Солнышко проснулось

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

Лобика коснулось

Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

Лучиками повело и погладило

Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

К щёчкам прикоснулось

Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей.

 Лучиками повело

И  погладило, и погладило.

Поглаживание движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись,

Наши губки улыбнулись.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

2) Биоэнергопластика (под музыку) артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала одной кисти руки, имитирующими движения челюсти и языка.  вместе язык и пальцы разминаем

И звуками чётко управляем.

«Заборчик»-«Рупор»- «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков И-У-О Кисти руки – все пальцы собраны в щепоть ,прямые,  пальцы врозь, пальцы в щепоть, пальцы врозь. (движения синхронны с движениями губ)

«Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:

А) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

В) широкий язык вставить между верхними зубами и губой затем между нижними зубами и губой.

Г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам.

Кисть руки неподвижна, ладонь вверх, ладонь вниз. (движения синхронны с движениями языка)

 

«Почистим зубки»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять язычком, точность движений.

        Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки неподвижна, ладонь двигается влево, вправо.

«Горка»

Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Кисть руки изображает горку.

«Наказать непослушный язык»

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном движении при открытом рте под счёт 5-10. следить, чтобы ребёнок не задерживал воздух. Контроль за выдыхаемой воздушной струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнения выполняется правильно, ватка будет откланяться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Кисть руки расслабляется синхронно языку.

3. Мимическая гимнастика

 Понимаем, передаём эмоции и  чувства

Лицом и голосом я буду управлять и эмоции создавать.

Я буду показывать разные настроения у детей, а ты лицом изобрази это настроение и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.

1. что видишь на лице? Злость.

 Какое у него настроение? Злое

Изобрази настроение на своём лице и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.

2. Что видишь на этом лице? Радость.

Какое у него настроение? Радостное, весёлое

3. Что изображено на этом лице? Грусть

Значит какое у него настроение? Грустное.

Как по другому можно сказать? Печальное

4. А что выражает лицо этой девочки? Удивление.

Изобрази на своём лице удивление и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.

4. Дыхательная гимнастика.

Струёй воздушной управляю, речь свою я развиваю

  • упражнение «Песенка гласных звуков» (на развитие речевого выдоха) проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочерёдно демонстрирует детям карточки с изображением гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку. (слайд)
  • 1. Открываем мы глаза, вдох  - и тянем долго: А - А – А(слайд)
  • Утром солнышко взошло снизу вверх мы тянем:О – О –О  Слайд)
  • Днём по горкам ездим мы:Ы–Ы–Ы (слайд)
  • Ночью смотрим на звезду – сверху вниз слетает: У – У – У(слайд)

Почему эти звуки называются гласными?

Условные обозначения (Слайд)

-----------   - произнесение звука ровно, без изменения голоса.

                  - произнесение звука с повышением интонации.

                  - произнесение звука с пониженной интонацией

                  - произнесение звука с повышением и понижением интонации

              «Подуй через соломинку»

         Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.

5. Развитие  фонематического слуха.

Звук услышать я хочу

И внимание включу.

Покажи букву Ц, если услышишь звук Ц среди звуков.

Что такое звук?

Покажи букву Ц если услышишь слог со звуком Ц.

Что такое слог?

Ца, аса, су, цу, иц, сы, цы,

Покажи букву Ц если услышишь звук Ц  в словах.

Чем отличается слог от слова?

Определи, который по счёту в слове слышится звук Ц, покажи на звуковой дорожке слова.(прищепкой)

К у р и ц а

1 2 3 4 5

Отец

1234

Овца, птица, спица, зайцы, улица, цирк,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Положение органов речи при произнесении зв. Ц и характеристика звука.

Давай рассмотрим как расположены органы речи при произнесении органы речи при произнесении звука Ц.

Губы   - в улыбке

Зубы – видны, сближены, но не сомкнуты.

язык – широкий кончик языка опущен на нижние зубы, передняя спинка языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними.

Воздушная струя- идёт по середине сильная, но короткая ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту, как толчок воздуха.

Мягкое нёбо- поднято к задней стенки глотки, закрывает проход и идёт через рот.

Голосовые связки- раздвинуты, ненапряженны голос не образуется.

[Ц]- согласный (есть преграда: зубы и язык), глухой (голос не включается)

IV Постановка звука Ц по Рау.

Постановка звука Ц возможна после того, как звук с будет исправлен и войдёт в речь ребёнка.

Звук Ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые производятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Логопед говорит: «скажи, т, а теперь с, ещё раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс.

Иногда у ребёнка сразу звучит Ц, иногда получается сочетания звуков: тэс или тыс

Лучше всего это исправить, показав ребёнку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Логопед может поднести руку ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс. 

Постановка звука Ц механическим способом.

Звук Ц можно получить при помощи зондов №1 и 2 двумя способами.

  1. Ребёнку предлагают произнести звукосочетание «тс, тс, тс». Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом№1 или 2 у нижних резцов.
  2.  Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой ребёнку предлагают произнести звук «с с с….» одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом №1 или 2, слегка отодвигая его в глубь рта. Упирая зондом, логопед добивается чёткого произношения звука.

V Итог урока.

- Чему ты научился?

- Почему ты научился говорить звук Ц? (слайд)

Я слушал всё внимательно

И выполнял старательно.

Спасибо нашим пальчикам,

Лицу и язычку.

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу!

- для кого ты ещё старался научиться говорить звук Ц?

- кому ты помог?

- Ты только для себя старался произносить звук Ц?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»

Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...