Артикуляционнная гимнастика
методическая разработка по логопедии по теме

Пябус Елена Владимировна

Артикуляция   (лат.  articulare –членораздельно выговаривать) – деятельность органов речи, необходимых для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx136.43 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА –

ОСНОВА ПОСТАНОВКИ

ЗВУКОВ

http://mdou198kemerovo.ucoz.ru/documents/logoped/artikuluacia/image009.jpg

                       

Санкт-Петербург

2013    

   Артикуляция   (лат.  articulare –членораздельно выговаривать) – деятельность органов речи, необходимых для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

   Для  того чтобы  звукопроизношение  было чистым, нужны сильные,  упругие, четкие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.

Так  как  все речевые органы состоят из мышц, то они  поддаются тренировке.

   Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется  артикуляционной.  Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

   ●   Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки у детей закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5-7 мин.

●    Каждое  упражнение выполняется по 5-7 раз.

●    Статические упражнения делаются по 10-20 сек. (удержание артикуляционной  позы в одном положении).

●    Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка тело расслаблено, руки и ноги находятся в покое.

●    Ребенок должен хорошо видеть своё лицо, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок во время работы должен находиться перед зеркалом.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=265220599-28-72&n=21

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек.

●   « Толстый человечек»:  надувание  обеих щек одновременно ( попеременно)

●   « Худой человечек»:  втягивание щек в ротовую полость.

●   « Хоботок»: сомкнутые  губы  вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение.

●    «Улыбочка» : губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются два ряда зубов.

●   Чередование  «Улыбка» - « Хоботок».

●   Имитация полоскания зубов.

●   Вибрация губ (фырканье лошади)

C:\Users\учитель лагопед\Pictures\f6f4077c5e3e.jpg

Основные упражнения для языка при нарушении произношения шипящих и  «Р».

●   Просунуть язык  между губами, помять его губами, произнося многократно слог ПА. После 5-6 раз оставить рот приоткрытым и зафиксировать широкое положение языка  « Лопаточка».

●   Произнося звук  «И» прикусить боковые  края языка.  После 5-6 раз оставит рот приоткрытым и зафиксировать широкое положение языка  «Лопаточка».

●   «Иголочка»  острый кончик языка вытянуть вперед.

●    «Лопаточка» - «Иголочка»  чередовать.

●    «Вкусное варенье».  Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

●  «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. Язык держим от 15 сек.

●  «Маляры».  Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

●  «Почистим зубки».  Рот открыт. Губы в улыбке. Зубы видны. Кончиком языка «чистим зубы»  с наружной стороны из стороны в сторону, потом сверху вниз.

●  «Орешек». Перекатывать язык внутри ротовой полости с упором кончика в слизистую щёки.

●   «Грибок».  Рот открыт.  Губы в улыбке.  Широкий язык присасывается всей плоскостью к нёбу и удерживается в таком положении под счет от  1 до 10. Тянется подъязычная  уздечка.

●  «Лошадка».  Присосать язык  к  нёбу,  щелкнуть  языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна!

●   «Трубочка».  Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Дуть на лежащий на столе карандаш,  плавно  катая его.

    Помните,  что комплекс  артикуляционных упражнений составляется логопедом с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Тренируйтесь дома! Следите за поставленными звуками в повседневной речи.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования  речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

Желаем удачи!

                        http://www.cvetsakura.ru/uploads/posts/2010-08/thumbs/1281009707_trulyalya.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Авторская программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах «Фитбол-гимнастика» по ФГОС.

Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельнос...

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Конспект занятия по гимнастике для учащихся 2 классов Гимнастика: Упражнения в лазаньи и перелезании

         Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Главную роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание...

Гимнастика. Виды гимнастики.

Представленный материал может быть использован на вводном занятии раздела учебной программы "Гимнастика с элементами акробатики" для начальной школы. Материал могут использовать учителя, инструкторы, ...