Дифференциация звуков Л и Р в словах и предложениях с группой учащихся первого класса имеющих ОНР
план-конспект занятия по логопедии на тему

Морозова Татьяна Игоревна

Конспект логопедического занятия с группой учащихся,

 имеющих ОНР(1класс).

Тема. «Дифференциация звуков  Л и Р в словах и предложениях».

Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в словах и предложениях как в потоке речи, так и на письме.

Задачи:

Образовательные: формировать знания об акустико- артикуляционных различиях звуков Л и Р, добиваться применения практических навыков правильного произношения звуков в словах и предложениях в обычной речи и на письме, вырабатывать навыки самоконтроля, развитие связной речи.

 

Коррекционно-развивающие: отрабатывать навыки правильного произношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развивать речемыслительную деятельность учащихся путем развития высших психических функций: памяти. внимания, мышления,.

Воспитательные:     Развивать учебную мотивацию у детей формировать чувство взаимопомощи и поддержки, умения работать в коллективе.

 

 

                                                        Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

Дидактическая задача: настроить детей на речемыслительную деятельность

Здравствуйте дети. Нас приглашают в путешествие в Город Красивой Речи. Чтобы отправиться туда, нужно будет правильно выполнить задания

 

2 Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Дидактическая задача:  Развитие фонематического слуха.Формирование умения выделять на слух из потока речи нужные звуки

2.1. Прослушайте стихотворение.  Назовите слова: со звуком Л, со звуком Р, со звуками Л и Р.

Помощница.

У Танюши дел не мало,

У Танюши много дел.

Брату утром помогала –

Брат с утра конфеты ел.

 

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

 

2.2. Акустико - артикуляционная характеристика звуков Л и Р с опорой на схему.

Дидактическая задача: Формировать умение  пользоваться схемой при ответе, формирование алгоритма ответа

- Характеристика Л

- Характеристика Р

- Различия в произношении Л и Р

 

3.Этап подготовки к сознательному усвоению

Дидактическая задача: Автоматизация навыков правильного произношения звуков Л и Р

3. 1. Правильное произношение звука Л: назвать правильное положение губ и языка. Произнести звук перед индивидуальным зеркалом.(Плывем на кораблике)

3.2. Правильное произношение звука Р: назвать правильное положение губ, языка. Произнести звук перед индивидуальным зеркалом.( Едем на машине)

3.3 Назвать артикуляционные различия Л и Р.

 

Физкультминутка

Дидактическая задача: психологическая разгрузка, снятие физического и эмоционального напряжения. Короткий отдых.

 Слышите громкий звук пропеллера? Посмотрите наверх. Это прилетел добрый волшебник из Города Красивой Речи. Давайте ему помашем. Он бросает нам конфеты.

Ловите, ловите! Ах, уронили. Поднимем. Чувствуете, как поднялось настроение? Поделитесь своей радостью друг с другом.

А теперь продолжим наше занятие

 

 

4. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: Отработка навыков звуко-буквенного анализа.Составление предложений с элементами аргументации.

4.1.Отгадать загадки. Сделать звуко - буквенный анализ слов-отгадок(лампа и груша).

Назвать первый звук в каждом слове-отгадке.

Почему слова -отгадки назвали грушей и коромыслом? Аргументировать свой ответ.

Составить предложения со словами- отгадками

Висит груша, нельзя скушать( лампа)

Крашеное коромысло через речку повисло (радуга)

 

4.2 Игра « Метро»

Дидактическая задача: Развитие связной речи. Составление предложений.

Прокатиться по линии Л . Почему станции на этой линии имеют такие названия? Дайте свою версию ответа.

Прокатиться по линии Р Сказать, так названы станции. Дать свою версию ответа.

 

4.3.Коллективное составление правил красивой речи( коллаж)

Дидактическая задача: Коллективное составление правил.

Дети, жители Города Красивой Речи хотят открыть нам свой главный секрет, потому что мы им  понравились

- Как нужно говорить, чтобы тебя все понимали?( Громко и четко проговаривать все слова)

-Что не следует делать? ( Не нужно торопиться и жевать слова)

- Как нужно проговаривать слова?( Четко проговаривать все звуки в словах и не терять

окончания)

- К кому следует обратиться за помощью, если нужно исправлять речь?( Если нужно исправить речь, обратитесь к  логопеду)

 

5. Этап закрепления  материала.

Дидактическая задача: Выделение слов  со звуками Л и Р

1.Прочитайте  хором наши правила. Назовите слова со звуком Л. Назовите слова со звуком Р.  А теперь назовите слова со звуком Р и Л

 

 

 

 

 

6. Рефлексия.

Дидактическая задача: подведение итогов

- Какие звуки мы учились различать?.

- Чем различаются звуки Л и Р по произношению?

- Для чего мы учились различать эти звуки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektl-r.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с группой учащихся,

 имеющих ОНР(1класс).

Тема. «Дифференциация звуков  Л и Р в словах и предложениях».

Цель: формирование умения различать звуки Л и Р в словах и предложениях как в потоке речи, так и на письме.

Задачи:

Образовательные: формировать знания об акустико- артикуляционных различиях звуков Л и Р, добиваться применения практических навыков правильного произношения звуков в словах и предложениях в обычной речи и на письме, вырабатывать навыки самоконтроля, развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие: отрабатывать навыки правильного произношения, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, развивать речемыслительную деятельность учащихся путем развития высших психических функций: памяти. внимания, мышления,.

Воспитательные:     Развивать учебную мотивацию у детей формировать чувство взаимопомощи и поддержки, умения работать в коллективе.

        Ход занятия.

1. Оргмомент. Приветствие.

Дидактическая задача: настроить детей на речемыслительную деятельность

Здравствуйте дети. Нас приглашают в путешествие в Город Красивой Речи. Чтобы отправиться туда, нужно будет правильно выполнить задания

2 Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Дидактическая задача:  Развитие фонематического слуха.Формирование умения выделять на слух из потока речи нужные звуки

2.1. Прослушайте стихотворение.  Назовите слова: со звуком Л, со звуком Р, со звуками Л и Р.

Помощница.

У Танюши дел не мало,

У Танюши много дел.

Брату утром помогала –

Брат с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

2.2. Акустико - артикуляционная характеристика звуков Л и Р с опорой на схему.

Дидактическая задача: Формировать умение  пользоваться схемой при ответе, формирование алгоритма ответа

- Характеристика Л

- Характеристика Р

- Различия в произношении Л и Р

 

3.Этап подготовки к сознательному усвоению

Дидактическая задача: Автоматизация навыков правильного произношения звуков Л и Р

3. 1. Правильное произношение звука Л: назвать правильное положение губ и языка. Произнести звук перед индивидуальным зеркалом.(Плывем на кораблике)

3.2. Правильное произношение звука Р: назвать правильное положение губ, языка. Произнести звук перед индивидуальным зеркалом.( Едем на машине)

3.3 Назвать артикуляционные различия Л и Р.

Физкультминутка

Дидактическая задача: психологическая разгрузка, снятие физического и эмоционального напряжения. Короткий отдых.

 Слышите громкий звук пропеллера? Посмотрите наверх. Это прилетел добрый волшебник из Города Красивой Речи. Давайте ему помашем. Он бросает нам конфеты.

Ловите, ловите! Ах, уронили. Поднимем. Чувствуете, как поднялось настроение? Поделитесь своей радостью друг с другом.

А теперь продолжим наше занятие

 

4. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: Отработка навыков звуко-буквенного анализа.Составление предложений с элементами аргументации.

4.1.Отгадать загадки. Сделать звуко - буквенный анализ слов-отгадок(лампа и груша).

Назвать первый звук в каждом слове-отгадке.

Почему слова -отгадки назвали грушей и коромыслом? Аргументировать свой ответ.

Составить предложения со словами- отгадками

Висит груша, нельзя скушать( лампа)

Крашеное коромысло через речку повисло (радуга)

4.2 Игра « Метро»

Дидактическая задача: Развитие связной речи. Составление предложений.

Прокатиться по линии Л . Почему станции на этой линии имеют такие названия? Дайте свою версию ответа.

Прокатиться по линии Р Сказать, так названы станции. Дать свою версию ответа.

4.3.Коллективное составление правил красивой речи( коллаж)

Дидактическая задача: Коллективное составление правил.

Дети, жители Города Красивой Речи хотят открыть нам свой главный секрет, потому что мы им  понравились

- Как нужно говорить, чтобы тебя все понимали?( Громко и четко проговаривать все слова)

-Что не следует делать? ( Не нужно торопиться и жевать слова)

- Как нужно проговаривать слова?( Четко проговаривать все звуки в словах и не терять

окончания)

- К кому следует обратиться за помощью, если нужно исправлять речь?( Если нужно исправить речь, обратитесь к  логопеду)

5. Этап закрепления  материала.

Дидактическая задача: Выделение слов  со звуками Л и Р

1.Прочитайте  хором наши правила. Назовите слова со звуком Л. Назовите слова со звуком Р.  А теперь назовите слова со звуком Р и Л

6. Рефлексия.

Дидактическая задача: подведение итогов

- Какие звуки мы учились различать?.

- Чем различаются звуки Л и Р по произношению?

- Для чего мы учились различать эти звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...