«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
материал по логопедии на тему

Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ, КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕ ФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Учитель-логопед: Коробкина М.П.

                       

       Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

         Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки. Они обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Предлагаемые упражнения и физкультминутки можно выполнять в трех вариантах: не вставая со стула; вставая со стула, но, не отходя от стола (парты); передвигаясь по классу (комнате).

Физкультминутки на уроках

          Физкультминутки и паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, являются обязательными для всех классов начальной школы. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (спины) и мелких мышц кистей. Они проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления признаков утомления. Комплекс, включает 3-4 упражнения, которое повторяется не менее 4-6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений.

«Громко тикают часы»

Громко тикают часы (ходьба стоя)

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)

В школу нам пора идти (ходьба стоя)

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)

Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево)

В школу дружно зашагали (ходьба на месте)

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево).

«Мы похлопаем в ладоши»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились.

Завертелись, завертелись

И остановились.

(движения выполняем в соответствии с текстом).

Гимнастика для пальчиков рук

     Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»,- это высказывание Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение. Комплекс упражнений гимнастики для пальцев проводят в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули.. (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покрутили ..(выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали …( пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошкой друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцепились).

«В сад за сливами»

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

Указательный, с порога, указал ему дорогу.

Средний пальчик, самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает.

А мизинчик-господинчик, в землю косточки сажает.

(на каждую строчку загибать палец).

Самомассаж пальцев рук

  1. Самомассаж ладоней щеткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком «Травка».
  2. Самомассаж подушечек пальцев- большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее.
  3. Самомассаж фаланг пальцев – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
  4. Самомассаж «Щелчки»- ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, тот падает с резким стуком на стол.
  5. Упражнение с эспандерами- сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слог

«Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам

Станут пальчики сильнее,

А головушка- умнее!»

6.    Мяч «Ёжик»- движения соответствуют тексту. В руках резиновый мячик

«Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь- последний трюк:

Мяч летает между рук!»

Кинезиологические упражнения

         Кинезиология-наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.

  1. «Кулак-ладонь»- обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы  сжатия-разжатия производились попеременно.
  2. «Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.
  3. «Пальчики здороваются»- поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). Пальцы одной руки соприкасаются с большим поочередно. Затем- смена рук.
  4. «Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Гимнастика для глаз

     

    Комплекс упражнений проводят в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнения на внимание.

«Ах, как долго мы писали»

«Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно (смотрим влево-вправо)

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть ладошками)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем ( смотрим вверх-вправо и вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)».

Гимнастика для глаз по методу  Г.А.Шичко

  1. Вверх- вниз, влево- вправо- двигать глазами вверх-вниз и влево = вправо Зажмурившись снять напряжение считая до десяти
  2. Круг  Представить себе большой круг Обводить его глазами сначала по часовой стрелке потом против
  3. Квадрат Предложить детям представить себе квадрат Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний В левый верхний и в правый нижний Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата
  4. Рисование носом  Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву Затем закрыть глаза Представить себе что нос стал таким длинным что достает до таблички Нужно написать своим носом выбранный элемент Открыть глаза и посмотреть на табличку
  5. Часики Развести пальчики и начать вращать Левый пальчик по часовой стрелке а правый против Следить глазами за своими пальцами Потом вращение в обратную сторону
  6. Буратино Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа Учитель медленно начинает считать от одного до восьми Дети должны представить что их кончик носа начинает расти они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа Затем не открывая глаз с обратным счетом от восьми до одного ребята следят за уменьшением носика

Упражнения для дыхательной гимнастики

     Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования  навыков дыхания Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища а динамические сопровождаются движениями

       Можно использовать с игровыми приемами и без игровых приемов Длительность упражнений около пяти минут

 

  1. Делаем  вдох и выдох с закрытым ртом сжимая попеременно ноздри по одной
  2. Глубоко вдыхаем  и выдыхаем через нос Рот закрыт
  3. Вдыхаем и выдыхаем через рот
  4. Вдох через нос и длительный выдох через рот Следим  чтобы плечи не поднимались
  5. Вдох через рот и выдох через нос
  6. Разводим руки в стороны вдох Поворачиваем туловище где руки встречаются и ладони сводятся вместе выдох Новый вдох и выдох с поворотом в другую сторону
  7. Руки вдоль туловища Отводим руки за голову вдох Возвращаем руки выдох
  8. Насос= длительно выдыхаем со звуком ссссс через рот

Упражнения на релаксацию

         Упражнения  на мышечное расслабление применяют при эмоциональном напряжении у детей и при избыточном напряжении в отдельных группах мышц Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболевания органов кровообращения Они облегчают дыхание и эффективны при повышенном возбуждении нервной системы Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение трех или пяти минут

      1  Трясем кистями Исходно положение руки согнуты в локтях кисти пассивно свисают              Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями как тряпочками

  1. Стряхиваем воду с пальцев  исходное положение руки согнуты в локтях  ладонью вниз кисти свисают Движениями предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз Перед  упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц
  2. Поднимаем и опускаем плечи Дети как можно выше  поднимают плечи и свободно опускают их в нормальное положение  Сбрасывают плечи вниз
  3. Мельница Описывают руками большие круги делая маховые движения вперед и вверх После энергичного толчка руки  освобождаются от всякого напряжения свободно взлетают описывают круг и пассивно падают Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе Следить чтобы у детей в плечах не возникло зажимов при которых в руках нарушается правильное круговое движение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укре...