Дифференциация парных соглассных Д- Т
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Методическая  разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

Задачи:

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

  Рассмотрите картинки. Что их объелиняет?  (звук Д) Презентация слайд 1

  Рассмотрите картинки. Что их объелиняет?  (звук Т) Презентация слайд 2

 4Сообщение темы

Буквы Д Т, звуки д дь,т ть. Презентация слайд 3.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы.

- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

-А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

- ТА, ТО, ТУ;

-ДА, ДО, ТУ;

-А что образуется из слогов? (Слова)

- Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

-Сейчас поиграем в игру “Кто где живет?” Презентация слайд 3.

что изображено на картинке Теремок на какой звук начинается?

В теремке живут звери  , в названии которых есть звук т или ть

-Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем. 

Кот, тетерев, утка, волк, бегемот,тигр.

-Кто находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? кот. В слове кот слышу звук т, он согласный, глухой

-Кто находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

Тигр

-Кто находится в  центре дома? Какой звук слышим в этом слове?  Бегемот

Презентация слайд 3. что это Дворец

На какой звук начинается? Как вы думаете какие животные будут жить во дворце?

бурундук, дятел, медведь, панда, верблюд.

Кто из зверей первый поселился во дворце.

Бурундук,

Кого вы еще запомнили?

Физ. Минутка

А теперь мы с вами попробуем изобразить запомнившихся зверей. (пантомима).

Дифференциация звуков

Давайте вспомним какое произведение вы проходите на уроке литературного чстения.

Золотой ключик или приключение Буратино Алексея Толстого

Давайте вспомним героев этой повести.

В чьих имкнах есть наши звуки? Назовите звук и его место в слове

 Буратино, Тортила, Дуремар, Артемон, Джузеппе.

Ребята а как звали девочку с голубыми волосами ?  Мальвина

Мальвина задала Буратине задания давайте поможем ему.

Запиши слоги в 2 столбика в первый слоги  с буквой д , во второй с т

Да, то, ти, ту, ды, од, сад, те, сто, дра.

  1. да, ды, од, сад, дра
  2. то, ти, ту, те, сто

Взаимопроверка  тетрадей.

  1. Итог занятия

-Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

-Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

-Для чего мы учились различать эти звуки?

Чтобы писать без ошибок.

  1. Желаем успехов!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.

Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...

Поверочные задания и упражнения по теме: «Дифференциация парных согласных»

Данный материал поможет учителям-логопедам провети итоговую диагностику по результатам коррекционной работы по преодолению фонематической дисграфии (дифференциация звонких - глухих согласных, твердых ...

Домашние задания, используемые при изучении и дифференциации парных согласных Д-Т (материал для учителей-логопедов школьных логопунктов)

Считаю, что выполнение домашних заданияхй является обязательным условием при работе над коррекцией любого речевого недоразвития у учащихся. Данные домашние задания служат цели закрепления материала по...

Дифференциация парных согласных к-г. Презентация. Методическая разработка.

Методическая разработка. Урок по дифференциации парных согласных к - г...

Рабочая тетрадь "Дифференциация парных согласных"

Пособие представляет собой дидактический материал к логопедическим занятиям по дифференциации звонких и глухих согласных. Тетрадь предназначена школьникам 2-3 классов. Пособие...

Конспект логопедического занятия " Дифференциация парных согласных Б-П."

Логопедическое занятие "Дифференциация парных согласных Б-П." одно из занятий по программе "Развитие устной и письменной речи." из раздела "Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих ...