Положение
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

О логопункте в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                      Утверждаю:

                      И.о. директора  МОУ «СОШ № 5»  г. Саратова                                                      

                      Гурская И.В.  _____________                        

                      Приказ №_______ от «____»__________2014 г.                        

Положение

о логопедическом пункте в МОУ «СОШ № 5»

           

I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Логопедический пункт является муниципальным образовательным учреждением и создаётся  в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера.

2.  Логопедический пункт открывается при наличии обучающихся 1 –4 классов.

3. Для логопедического пункта выделяется отдельное помещение,   отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием и дидактическим материалом.

4. Ответственность за комплектование оборудования, санитарное содержание и ремонт помещения логопедического пункта возлагается на администрацию  школы.

5. Учитель-логопед логопедического пункта в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, законами РФ, решениями Правительства РФ, Трудовым Кодексом РФ, законом РФ «Об образовании».

II.  ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Основными задачами деятельности учителя - логопеда логопедического  пункта школы являются:

1. Раннее выявление воспитанников  с дефектами устной и письменной речи и коррекция речевых нарушений.

2. Повышение эффективности логопедического обслуживания.

3. Обеспечение чёткой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.

4. Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей (законных представителей).

5. Оснащение логопедического пункта.

6. Повышение собственной квалификации.

III.   ПОЛНОМОЧИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

1. Статус учителя-логопеда логопедического пункта общеобразовательного учреждения определяется:

Письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку з/п) педагогических работников образовательных учреждений (с изменениями на 01.02.2005)

Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998 № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

Уставом МОУ «СОШ № 5» и положением о логопедическом пункте.

2. Учитель-логопед логопедического пункта  МОУ «СОШ № 5» обязан:

- обследовать учеников школы;

- проводить диагностику речевых нарушений, комплектование группы для занятий;

-  составлять расписание логопедических занятий;

- своевременно предупреждать нарушения  речи;

- проводить коррекцию нарушений речи с учётом 
образовательных программ, используемых в школе;

- разъяснять специальные знания педагогам и родителям (законным представителям);

- участвовать в заседаниях методических объединений учителей, в 
работе педагогических советов, выступать с сообщениями и
докладами;

- участвовать в работе районного методического объединения;

- вести текущую документацию логопедического пункта;

- составлять годовой отчёт о работе в конце учебного года;

- оборудовать кабинет.

3.    На должность учителя-логопеда логопедического пункта школы  принимаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование.

4.  В правах учитель-логопед приравнен к учителю общеобразовательной школы. Для учителя-логопеда предусмотрены действующим законодательством  все обязанности, льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска (56 календарных дней) и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательной школы. За специфику работы учителю-логопеду выплачивается 20% надбавка к базовому окладу.

5.   Учитель-логопед несёт ответственность за организацию и проведение работы перед администрацией  школы.

6.  Учитель-логопед в своей работе использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных образовательных стандартов.  Соблюдает права и свободы учащихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, установленные в общеобразовательной школе. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.  Логопедический пункт создаётся на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

№ 5»Наполняемость логопедического пункта составляет  15 -  20 человек.

Учебная нагрузка устанавливается 20 часов в неделю из которых отводится 4 часа на изучение новинок методической литературы и самоусовершенствования учителя – логопеда.

2.  На логопедический пункт зачисляются учащиеся МОУ «СОШ № 5», обучающиеся на русском языке и имеющие следующие  нарушения  звукопроизношения  ФНР, ФФНР.

3. В первую очередь на логопедический пункт принимаются учащиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала.

4.  Выявление учащихся для зачисления на логопедические пункты проводится, как правило, с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику.

Зачисление детей на логопедический пункт проводится с согласия родителей  (законных представителей).

5.  Приём учащихся на логопедические занятия может производиться в течение учебного года по мере освобождения мест. Выпуск учащихся так же может производиться в течение всего учебного года, по мере устранения у них дефектов речи. Сроки коррекционного обучения определяются учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения .

6. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. В порядке исключения, занятия по коррекции звукопроизношения могут осуществляться во время уроков по согласованию с администрацией школы (кроме уроков русского языка, чтения и математики).

7. Расписание работы логопедического пункта составляется учителем-логопедом, исходя из режима школы и индивидуальных возможностей учащихся, и утверждается  директором школы.

8.  Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя, воспитателя  и администрацию школы.

9. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные занятия по 20 минут.

10. Логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Их периодичность  определяется тяжестью речевого нарушения, индивидуальными возможностями учащихся, условиями работы учителя-логопеда.

11.   Организация учебно-воспитательного процесса на логопедическом пункте производится в соответствии с Уставом школы.

 V.    РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ

1. Руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляются администрацией школы.

2. Методический контроль и помощь осуществляется заместителем директора по учебно – воспитательной работе.

VI.   ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Основная документация логопедического кабинета:

- классный журнал (для учёта индивидуальных 
занятий, многоразовых консультаций, работы во внеурочное время);

- журнал обследования;

- речевые карты и тетради для обследования речи;

- перспективное планирование;

- годовой план работы;

- годовой отчёт о работе логопедического пункта;

- журнал одноразовых консультаций.

1. Классный журнал.

В классном журнале ведется учёт посещаемости занятий. На  индивидуальную работу отводят страницы для текущего учёта динамики работы и посещаемости занятий.

В журнале отводятся страницы для учёта работы учителя-логопеда в периоды обследования и каникулярное время.

Часы многоразовых консультаций так же фиксируются в классном журнале на отдельных страницах с указанием даты и содержания выполненной работы.

Логопедическая работа - это учебно-коррекционная работа, поэтому знания учащихся не оцениваются. На левой стороне развёрнутой страницы журнала отмечается посещаемость занятий, а на правой стороне записывается тема занятия.

Для определения динамики и характеристики дефектного звука у учащихся  на левой стороне развёрнутой страницы журнала рекомендуется записывать обозначения по каждому звуку. (Приложение № 2).

2. Журнал обследования.

В период обследования учитель-логопед ведёт журнал обследования, где фиксирует данные о выявленных в школах учащихся с нарушениями устной и письменной речи. (Приложение № 3).

 3. Журнал одноразовых консультаций.

         Родители (законные представители), учащиеся, учителя имеют право проконсультироваться у учителя-логопеда логопедического пункта по любому волнующему их вопросу. Каждая консультация и её итог должны быть зафиксированы в специальном журнале.

 4. Речевые карты и тетради.

При приёме на логопедический пункт на каждого учащегося заполняется речевая карта, которая является итогом индивидуального обследования. В тетрадях для обследования  письменной речи выполняются диагностические и срезовые проверочные работы.

5. Перспективные планы

коррекционной работы составляются на учебный год после комплектования каждой группы учащихся.

Если на логопедическом пункте занимаются одновременно несколько групп одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, допускается составление для них одного перспективного плана.

6. Годовой план работы (приложение № 5)

составляется на учебный год и предусматривает следующие разделы:

 - обследование учащихся и комплектование группы;

 - взаимодействие учителя-логопеда с учителями - предметниками,

- пропаганда логопедических знаний;

 - оснащение логопедического кабинета;

 - повышение собственной квалификации;

 - и т.д.

 7. Годовой отчёт о результативности работы за учебный год основывается на записях в классном журнале и речевых картах, сдаётся администрации школы (Приложение №  4). 

 

 

Приложение № 1

С  П  И  С  О  К
рекомендуемого оборудования для оснащения 
логопедического пункта в МОУ «СОШ № 5»

 

1.КАБИНЕТ:

Для логопедического пункта выделяется отдельное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям:

 - естественное освещение (окна);

                      - специальное освещение (люстры, плафоны, настольная лампа);

                      - вентиляция (естественная вентиляция, форточки);

                      - отопление (достаточное для обогрева кабинета);

 

П.МЕБЕЛЬ:

1.Шкафы для литературы, пособий и игрушек                 2 - 3 шт.

2.Медицинский шкаф                                                          1 шт.

3.Стол канцелярский с тумбами                                         1 шт.

4.Парты                                                                                 4 шт.

5.Стулья школьные                                                              8 шт.

6.Стул учительский                                                               2 шт.

Ш.ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Современная классная доска (стеклянная)                                  1 шт.

2.Настенное горизонтальное зеркало (не менее 50х100 см)         1 шт.

3.Настольные зеркала (не менее 9 х12 см)                                     10  шт.

4.Стенды                                                                                             2 - 3 шт.

5.Фланелеграф                                                                                   1 шт.

6. Магнитная доска                                                                           1 шт.

7. Магниты                                                                         не менее 10 шт.

8.Наборное полотно (пластик, оргстекло)                                      1 - 2 шт.

9.Макеты, муляжи, модели                                                        

 

1У.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1.Часы (механические, песочные, картонные)

2.Секундомер

3.Метроном                                                   

4.Магнитола с набором наушников

У.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

1.Зонды                                                                                             6 наборов

2.Шпатели                                                                                        10 шт.

3.Соски                                                                                              10 шт.

4.Марля, бинты, вата, медицинский спирт

5.Медицинская посуда

 

У1.СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Настенная разрезная азбука                                                          1 шт.

2.Индивидуальные кассы букв                                                         6 шт.

3.Иллюстрированные таблицы, схемы, плакаты

4.Конструкторы

 

УП.ПОСОБИЯ:

1.Дефектологическая и логопедическая литература

2.Учебники и учебные пособия

а)Детские книжки и журналы;

б) Наборы загадок и текстов;

в) Серии стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок;

г) Рассказы в картинках;

д) Предметные и сюжетные картинки;

е) Альбомы для обследования зукопроизношения, письма, лексико-грамматического 

строя речи.

3.Дидактические материалы

а) Пособия для развития фонематического слуха;

б) Наборы слов и картинок для составления предложений;

в) Набор опорных фраз для составления рассказов;

г) Наборы предложений, соответствующих различным лексико-грамматическим конструкциям;

д) Пространственные схемы предложений;

е) Наборы слов и текстов с пропущенными буквами;

Ж) Тексты диктантов;

з) Наборы слов (антонимов, синонимов, амонимов);

и) Наборы букв, цифр и элементов букв и цифр разного шрифта;

к) Раздаточный материал;

л) Репродукции художественных произведений.

4.Игры

а) Речевые игры;

б) Настольно-печатные игры;

в) Набор предметов разного цвета,  величины, формы;

г) Счетный материал;

д) Наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования;

е) Пособия, развивающие мелкую моторику и пространственные представления;

ж) Мозаика (кубики, пазлы)

5.Игрушки

а) Пастмассовые игрушки (животные, фрукты, мебель и пр.);

б) Мягкие  игрушки;

в) Тематические наборы игрушек (кухня, зоопарк, парикмахерская и пр.);

г) Разборные игрушки и модели;

д) Музыкальные инструменты;

е) Игрушки для развития слухового восприятия и зрительного внимания;

ж) Игрушки для развития силы выдоха;

з) Игры-забавы;

и) Настольный театр, кукольный театр

 

Приложение № 2.

 

     Условные обозначения этапов постановки  и  автоматизации звуков.

 

а - артикуляторная гимнастика;

а/1 - появление звука механическим способом;

           1 - постановка звука;

           2 - автоматизация в слогах;

           3 - автоматизация в словах;

           4 - автоматизация в словосочетаниях;

           5 - автоматизация в предложениях и текстах;

           6 - употребление в самостоятельной речи.

Характеристика звука:

      межзубный сигматизм;

              - боковой;

              - губной;

              - горловой;

Условные обозначения:

        ОАГ - общая артикуляторная гимнастика;

        САГ - специальная артикуляторная гимнастика;   

          ДУ - дыхательные упражнения;

       РММ - развитие мелкой моторики;

       РПФ  - развитие психических функций.

Приложение № 3

Журнал обследования речи учащихся

 

Фамилия, имя

Класс, школа

Дата обсле

дова

ния

Домашний адрес, телефон

Логопедические ошибки, предварительное логопедическое 
заключение

Принятые меры

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

ОТЧЁТ

О    работе   логопедического   кабинета

 

п/п

Содержание отчёта

1.

Дата комплектования

2.

Количество детей, поступивших в группу, из них:

ФФН

ФНР

Дети, направленные с диагностической целью

3.

Количество выпущенных детей, из них:

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без значительного улучшения

4.

Рекомендовано направить:

В речевую школу

Во вспомогательную школу

5.

Количество детей, оставшихся на повторный курс, из них:

ФФН

ФНР

Дети направленные с диагностической целью

6.

Количество детей, выбывших по разным причинам в течении года

7.

Продолжают обучение

Директор МОУ «СОШ № 5»      ___________        

М.П.

Приложение № 5

                                                                   

План работы учителя-логопеда

на _____-_____ учебный год.

        Основными задачами деятельности учителя-логопеда логопедического пункта  являются:

 

1. Раннее выявление детей с дефектами устной и письменной речи.

2. Повышение эффективности логопедического обслуживания.

3. Обеспечение чёткой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.

4. Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.

5. Оснащение логопедического пункта в рамках выделенных средств.

6. Повышение собственной квалификации.

 

          Для реализации поставленных задач планируется: 

Мероприятия

Срок  проведения

Проведение  индивидуальных  бесед  с  родителями  для  сбора  анамнеза

1 – 15  сентября

Проведение  индивидуальных  бесед  и  консультаций

В  течении  года  

Посещение  родителями  подгрупповых  и  индивидуальных  логопедических  занятий

В  течении  года

 (по желанию  родителей и плану классных руководителей)

Ведение   индивидуальных  тетрадей  детей  по  коррекции  звукопроизношения, формированию  лексико-грамматических  средств  языка,  развитию  моторики

В  течении  учебного   года

Участие в  родительских  собраниях:  

1. Особенности  работы  логопедической  группы,  результаты  обследования  детей,  характеристика  речи  детей,  ознакомление  родителей  с  планом  работы  на  год.  

2. Подведение  итогов  за     первое  полугодие,  анализ  трудностей.

3. Подведение  итогов  коррекционной  работы,  рекомендации  на  летний  период.

Сентябрь, май

Проведение  консультаций  для  родителей,  чьи  дети  часто  пропускают  занятия.

В  течении  года

 

Анкетирование

Сентябрь, май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе "Ученик года"

Положение о конкурсе «Ученик года» среди учащихся начальных классов. Цель:  выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности;  дать учащимся возможность проявить свои...

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов

МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....

Положение военно-патриотической игры Зарница

Положение о проведении игры Зарница...

Положение об ученическом самоуправлении

 Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...

Положение о Фестивале учебных проектов

Настоящее положение разработано в соответствии с планом методического объединения школы, на котором в течение 2010-2011 учебного года проводится изучение  методического вопроса «Внедрение  и...