Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
статья по логопедии на тему

Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок  живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.  

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,  игровой   среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2011.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 

  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»

 

 

                                                               

 

                                                             Розова Ю.Е. - учитель-логопед

 

                                                                                                           

                                                                   

  Методическое объединение учителей начальных классов

ГОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

2010-2011 уч.г.

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.

Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок  живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.  

 Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.  

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,  игровой   среды.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной  информации;
  • наглядное пособие;  
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» было указано: «Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное  пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». В связи с этим возможность  комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

 Использование ИТ на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.  

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у  детей-логопатов живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.

Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья нашей школы. С этой целью  мною была создана информационно-практическая  база, включающая разнообразные  компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Искатель», «Приключения Гарфильда» (обучение грамоте, математика, развивающие игры).    

 Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей-логопатов, которые являются постоянными спутниками при обучении по традиционной методике.

На логопедических занятиях используются авторские презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

    Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.  

Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях  в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями. Авторские презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности.  Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую.  

  Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда решает следующие задачи:

Образовательные:

  • развитие  навыков языкового анализа и синтеза;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие орфографической зоркости.  

Коррекционные:

  • развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • развитие тонкой и общей моторики.

  Воспитательные:

  • воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

При создании авторских презентаций учитывался онтогенетический принцип, принцы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими стонами психического развития ребенка, учета симптоматики и структуры речевого дефекта, а также общедидактические принципы.

Мною были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов: «В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Буратино», «Имя существительное», «Исправь ошибки» и др..

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал,  предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В  этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и   делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ   компьютерных средств обучения является то, что  они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий  путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.   В  ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты  деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.  

 Хочется отметить, что в моей работе  решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка.

Таким образом, информационные технологии существенно помогают  логопеду  в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей с нарушениями речи.

Применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Литература

  1. Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего  дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под. ред. Яковлевой Н.Н.- АППО, 2008.
  2. Мазурек В.В. Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида. Материалы научно-практических конференций 2009-2010/ Под. ред. Яковлевой Н.Н., Петровой Е.А..- АППО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах.

Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Как же это происходит?  Где ...

План самообразования «Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков »

Данный план составлен на два года. За этот период в результате самообразования я планирую прийти к определенным результатам:1. Повысить качество преподавания предметов  посредством внедрения в уч...

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков Конференция: Современные педагогические технологии Автор: Леснова( Пятаева) Елена Ивановна Организация: МОУ «СОШ п. Красный ...

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальных классах

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идёт не только о включении урок...

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе

Необходимость использования ИКТ в современной школе.   Требования к созданию презентаций для учащихся начальных классов.  Использования презентаций в начальных классах на различных урок...

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:"Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе".

Презентация по теме разработки выступления на методическом форуме ОУ по теме:«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»...