логопедическое фронтальное занятие
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Михеева Мария Валерьевна

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия: Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель: различение категориальных значений рода имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx39.63 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Михеева, учитель-логопед

КОУ  «Нефтеюганская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия: Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель: различение категориальных значений рода имён существительных.

Образовательная задача:  закреплять умение согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными.

Коррекционно – развивающая  задача: обогащать словарный запас через узнавание новых слов, развивать и корректировать слуховую память, мышление через упражнения в подборе пар слов, отгадывание загадок, совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через упражнение на определенное движение в соответствии с заданным словом.

Воспитательная задача: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; самоконтроль.

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный

И.п. – о.с.

1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;

2 – локти вперед;

3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Проговаривает инструкцию

Выполняют  упражнения.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Актуализация знаний, постановка задач занятия

- Посмотрите на картинки. Назовите только те, про которые можно сказать она «моя». К какой части речи они относятся? Какого они рода?  Назовите окончания? К этим картинкам мы подобрали слово «моя». А какое слово можно подобрать к оставшейся картинке? К какой части речи относится эта картинка? Какого рода? Назовите тему занятия сегодня?

Предлагает назвать картинки и выполнить задание

Называют картинки. Отвечают на вопросы, формулируют тему занятия.

Сформулировать цель занятия. Развитие зрительного восприятия; умения согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными

-Для чего нам нужно изучать эту тему?

Задаёт вопрос

-Чтобы уметь различать женский и средний род существительных, правильно писать и читать.

Формирование положительной мотивации и интереса к логопедическим занятиям.

Формирование новых знаний, первичная проверка усвоения

- Какая картинка лишняя? Почему? Посмотрите что это? (картинка МАНГО), объяснение значения слова- это тропический  фрукт со сладким вкусом, с кожурой в красных, жёлтых и зелёных тонах. Мякоть жёлтого или оранжевого цвета. Растет в Индии, Китае, Тайланде.

Объясняет значение нового слова, задаёт вопросы.

Запоминают слово, отвечают на вопросы.

Обогащение словаря.

- Что же нам помогает определить род существительных?  (Посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники.)

 На доске появляется таблица – род имен существительных.

Показывает таблицу, задаёт вопросы.

Рассматривают таблицу, приводят свои примеры, отвечают на вопросы.

Развитие мыслительных операций.

- Игра «Пары слов».

- Я буду называть к данным картинкам пару (картинки висят на доске). Ваша задача - запомнить вторые слова из пары. (Морковь-грядка, капуста-пирог, тыква-каша, яблоко-дерево, свёкла-борщ).

 - Проверка:  логопед называет первое слово, ученик - второе.

- Вспомните картинки и определи род данных слов.

Предлагает запомнить картинки и слова, затем проверить правильность выполнения задания.

Запоминают картинки и слова, выполняют задание.

Совершенствование слухового и зрительного восприятия, мышления; развитие навыка определения рода имени существительного

Отгадывание загадок. 

Запись слов с проговариванием орфограмм. Определение рода имен существительных- ответов на загадки.

Носит дом с собой она,

В нем живет всегда одна.

И идет от цели к цели

Потихоньку еле-еле (ЧЕРЕПАХА)        

В этом доме до весны

Бурый мишка смотрит сны (БЕРЛОГА)        

Колыбель для деточек

Из травы и веточек (ГНЕЗДО)        

Не вода, не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь (БОЛОТО)

Загадывает загадки, дает задание.

Отгадывает загадки, пишет и проговаривает чётко орфограммы, подбирая проверочные слова. Определяет род.

Развитие мыслительной деятельности, орфографической зоркости, формирование грамматических категорий рода.

Динамическая пауза

- Выполним упражнения для рук «Змейка» (ученик скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет логопед. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук).

-Теперь зажмурьте сильно глаза, дотроньтесь до кончика носа пальцем правой руки! Откройте глаза, зажмурьте - дотроньтесь пальцем левой руки.  Повторить 5 раз!

Игра с движениями. Приседайте, если услышите существительное с.р., прыгайте - если существительное ж.р. Будьте внимательны, может быть ловушка!

Логопед называет слова, ученики выполняют движения (колесо,  белка, море, лошадь,  пальто, муравей, кресло, небо, снег, вода, ромашка).

Даёт словесную инструкцию и показывает образец выполнения упражнений.

Называет в достаточно быстром темпе слова.

Выполняют упражнение.

Внимательно слушают, выполняют движения.

Развитие межполушарного взаимодействия    

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка.

Повышение работоспособности через использование двигательной активности.

Закрепление новых знаний, самостоятельная работа.

Работа в карточке с деформированными словосочетаниями. Подобрать к существительному прилагательное и соединить линиями. Запись в тетрадь. Определение рода имен существительных.

Свежее

Воронье

Свежий

Глубокое

Вороний

Глубокий

Хлеб

Молоко

Хвост

Колодец

Озеро

гнездо

- Придумайте предложение с одним из словосочетаний? Сделайте отстукивание предложений.

Предлагает выполнить задание.

Составляют словосочетания, утрированно проговаривают, объясняют орфограммы

Составляют и отстукивают предложения, определяют количество слов.

Развитие грамматического строя речи, навыка согласования в роде существительного и прилагательного

Развитие самоорганизации, стройного оформления своих записей.

Работа с пословицами на карточке.

1.  Прочитай пословицы.

2.  Впиши пропущенные слова, определи

род существительных.

1)Доброе _____лечит, а злое убивает.

2)Хорошая______– лучший друг.

3)Человек без друга, что____ без воды.

4)______ и труд всё перетрут.  

Предлагает выполнить задание.

Объясняет незнакомые пословицы.

Читают пословицы. Выполняют задание. Объясняют знакомые пословицы.

Развитие мыслительных процессов, расширение словарного запаса.

Рефлексия, оценка деятельности детей.

- Что вы можете сказать о занятии:

 Сегодня на занятии…

 Я не знал(а)…

 Теперь я знаю…

 Мне было трудно…

 Теперь я могу…

 Мне было легко, потому что…

-Я довольна вашей работой! Теперь подойдите ко мне и получите интересную информацию о вредных свойствах  манго, которую вы прочитаете дома или на перемене! На следующем занятии расскажите, что нового вы узнали.

Оценивает деятельность учеников, даёт задание

Отвечают на вопросы, называют задания, при выполнении которых возникали затруднения.

Учить соотносить цель и результат учебной деятельности. Коррекция и развитие учебной мотивации (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся), развитие самоконтроля.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
  2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
  3. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей: Педагогический университет «Первое сентября». – М., 2013.- 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового (фронтального) занятия с 1-м классом дети с ФФН

Конспект логопедического группового (фронтального) занятия с 1-м классом дети с ФФН...

Логопедическое фронтальное занятие "Осень" 2 класс.

ЛОгопедическое форонтальное занятие "Осень". Формирование лексико - грамматических категорий и связной речи у обучающихся с ОВЗ....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.Возраст детей: 7-8 лет4 человека.  Диагноз: нарушение устной и письменной речи, обусловлен...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

Логопедическое фронтальное занятие с группой дисграфии на тему: "Дифференциация [д] - [т], д - т. "

Логопедическое занятие с группой учащихся с Аграмматической дисграфией. Занятие направлено на развитие умения дифференцировать соглассные д - т изолированно, в слогах, словах....