КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Василовская Зинаида Викторовна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.

Возраст детей: 7-8 лет

4 человека.  Диагноз: нарушение устной и письменной речи, обусловленное системным недоразвитием речи, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Василовская Зинаида Викторовна, учитель – логопед

Общеобразовательная школа – интернат № 2, г. Ачинск Красноярский край

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.

Возраст детей: 7-8 лет

4 человека.  Диагноз: нарушение устной и письменной речи, обусловленное системным недоразвитием речи.

Цель: Закреплять знания учащихся о предложении.

Задачи:

Систематизировать знания о предложении.

продолжать совершенствовать словарь по теме;

совершенствовать общую моторику;

совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, анализа предложения.

Развивать умения и навыки в составлении предложений, выделять в нём главные члены, определять значение и место знаков препинания в предложении.

Оборудование:  таблица с буквами, карточки с заданиями, изображение птицы, ежа, тучки, листа.

Ход урока

  1. Организационный момент

Логопед:

Сядет  тот, кто назовет одним словом:

Береза, осина, рябина.

Зима, весна, осеь

ноябрь, сентябрь, октябрь

  1. Сообщение темы урока

– Рассмотрите таблицу, какая буква встречается в каждой строке.

А

Л

Б

О

К

О

Й

Т

О

В

Д

У

Я

Ж

О

Н

Какое время года начинается на букву О?

Верно, сегодня мы поговорим о приметах осени.

  1. Закрепление изученного материала

Работа с предложениями

-Вот и прилетела к нам первая примета (вывешиваю на доску осенний лист. Что это? Что случается с листьями осенью?

-Осенний листок приготовил нам задание: составить предложение из слов.

Начинается, красочный, осенью, листопад.

Дети составляют предложение, записывают его в тетради, находят и подчёркивают главные члены.

-Молодцы! Первую примету осени мы знаем.

-Вслед за листком к нам торопится тучка. Почему именно тучка пришла к нам осенью? Что часто идет в это время года?

-Правильно. А тучка тоже прилетела к нам не с пустыми руками. Посмотрите,  она нам принесла для каждого ряда письма, но непростые. В них находятся карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Затем их прочитать с правильной интонацией, чтобы другие команды смогли определить их вид по целее высказывания.

Письмо:

В наш город пришла теплая осень

Кто любит ходить в лес за грибами?

Нам нравится гулять в парке осенью!

Это задание выполняется устно. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно составит предложение, прочитает с нужной интонацией, отгадает задание другой команды.

– Послушайте загадку:

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...

– Это птицы. Расскажите о птицах  осенью.

– Составьте предложение о перелетных птицах, в котором будет 3–4 слова. Подчеркните главные члены. Определите вид по цели высказывания. Распространите его так, чтобы стало 5, 6, 7 слов. Лучшие предложения записываются и дети сами подчёркивают главные члены.

4. Физкультминутка

Дети повторяют за учителем.

Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.

В лесу осиновом 
Дрожат осинки, 
Срывает ветер 
С осин косынки. 
С осинок ветер 
Косынки сбросит — 
В лесу осиновом 
Наступит осень.

– Пока мы отдыхали к нам окно залетел гость.

(Учитель показывает рисунок белки.)

– Давайте посмотрим, что у неё в лапках (телеграмма). Что такое телеграмма?

Работа в парах

У детей на партах лежат по 2 телеграммы.

Задание телеграммы № 1: закончи предложение

Осенью животные… (спят, готовятся к зиме, играют и веселятся).

Правильный ответ записывается, проводится работа с его структурой. Затем взаимопроверка..

Задание телеграммы № 2: вставить пропущенное слово, выписать и подчеркнуть только главные члены.

В лесу….грибы и ягоды. (Один ученик у доски с пояснениями).

Задание телеграммы № 3 вынесено на доску: подбери подходящие по смыслу слова и закончи предложение..

Вот и наступила дождливая …. зимнее логово.

Трудолюбивый еж поздней

осенью строит своё…. ………….убирают их на зиму.

Люди выкопали овощи и ………. осень.

Работа по рядам

Работа проводится с предыдущими предложениями. Выписать из предложений только главные члены.

I ряд –из первого предложения.
II ряд – из второго предложения.
III ряд – из третьего предложения.

По одному ученику проверяют у доски. Делается вывод о предложении.

  1. Итог урока. Обобщение

Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец !) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку , устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.

Примеры вопросов на лепестках:

Оно состоит из предложении и означает законченную мысль?

Какой главный член предложения отвечает на вопросы кто? Что?

Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?

Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём либо?

Какие главные члены предложения ты знаешь?

Какой член предложения подчёркивается двумя линиями?

Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.

6. Домашнее задание

– Какой гость сегодня  был на уроке? Напишите рассказ о приметах осени (4–5) предложений, в каждом подчеркните главные члены.

Учитель благодарит ребят за работу, оценивает их работу устно.

Формирование умения классифицировать предметы

Развитие внимания, мышления, сообразительности 

Развитие языкового анализа и синтеза, навыка установления грамматических связей между словами в предложении 

Формировать умение анализировать интонацию предложения

Ативизация  мыслительной

деятельности

учащихся 

Развитие умения и навыка в составлении предложений 

Профилактика утомления, нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка.

Развитие умения и навыка в составлении предложений, выделение в нём главные члены, определение значение и место знаков препинания в предложении

Список литературы:

  1. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.
  2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-пресс, 2010
  3. Смирнова Л.Н.  Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика-синтез, 2004
  4. Жукова  Н.С.  Преодоление  ОНР  у  детей  /  Н.С.  Жукова.  М.:  Союз,  2008.  —  142  с.
  5. Лалаева  Р.И.  Коррекция  общего  недоразвития  речи  у  дошкольников  /  Р.И.  Лалаева,  Серебрякова  Н.В.  СПб.:  КАРО,  2004.  —  160  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического индивидуального занятия по теме "Постановка звука [с] "

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [с]. Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с]....

Фронтальное занятие по развитию речи по теме:"Осень"

Занятие рекомендуется проводить для детей в возрасте 6 лет (подготовительная группа) с ОНР....

логопедическое фронтальное занятие

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕТема занятия: Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «м...

Логопедическое фронтальное занятие "Осень" 2 класс.

ЛОгопедическое форонтальное занятие "Осень". Формирование лексико - грамматических категорий и связной речи у обучающихся с ОВЗ....

Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.

Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии"....

Конспект психолого-логопедического интегрированного занятия для 1-го класса. Тема: «Предложение. Составление предложений с использованием нейроподхода»

В уроке представлен материал для 1 класса, где говорится о закреплении формирования понятия предложение как единицы речи....

Логопедическое фронтальное занятие с группой дисграфии на тему: "Дифференциация [д] - [т], д - т. "

Логопедическое занятие с группой учащихся с Аграмматической дисграфией. Занятие направлено на развитие умения дифференцировать соглассные д - т изолированно, в слогах, словах....