Логопедическое фронтальное занятие "Осень" 2 класс.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Карасева Ольга Сергеевна

ЛОгопедическое форонтальное занятие "Осень". 

Формирование лексико - грамматических категорий и связной речи у обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

Оборудование:

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК;
  • ватман, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

- Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

  • Дождь – … (дождик).
  • Лужа – … (лужица).
  • Ветер – … (ветерок).
  • Туча – … (тучка).
  • Солнце – … (солнышко).
  • Лист – … (листик).
  • Сад – … (садик).
  • Дерево – … (деревце).
  •  Лес – … (лесок).
  •  Цветок – … (цветочек).
  •  Трава – … (травка).
  • Снег – … (снежок).
  •  Зонт – … (зонтик).
  •  Птица – … (птичка).

- Молодцы.

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной. 
Зачем ты щуришь глазки так? 
Какой же ты смешной. 
Мы вместе посмеёмся с ним, 
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно 
Страшилище летит, 
И кулаком громадным 
Сердито нам грозит. 
Мы погрозим страшилищу, 
Пусть далее летит.

А вот другое облачко 
Расстроилось всерьёз: 
Расстроилось всерьёз: 
Вдруг далеко унёс. 
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко 
Над озером плывет 
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

- Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

- Какое облако вам понравилось? Покажите, что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

(Выполняется артикуляционная гимнастика).

Дидактическая игра «Один-много». 

  • Лужа – ... (лужи).   
  • Лист – ... (листья).
  • Дерево – ... (деревья).  
  • Ветка – ... (ветки).
  • Туча – ... (тучи).
  • Птица – ... (птицы).
  • Цветок – ... (цветы).
  • Дождь – ... (дожди).

- Молодцы.

2. Основная часть.

- Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? 
(Осенью.)

- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

- Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

- К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

- Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

- Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

- Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

- Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

- А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

- Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». 

- Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина,подснежник, береза. (Подснежник)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

- Все верно назвали. Молодцы.

- Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.)

 (На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение).

- Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

- А сейчас мы с вами отдохнём.

Физминутка.  «Прогулка в лесу».

- А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.) 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.) 
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

- Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали что? (осень).
  • Долго не было чего? (осени).
  • Мы рады чему? (осени).
  • Мы одеваемся тепло когда? (осенью).
  • Мы поем песни об ... (осени).
  • Мы любим что?(осень).

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как  им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

СЕНЬО (осень)

КОТЛИС (листок)

ЧАТУ (туча)

ЦЫПТИ (птицы)

Видите, ребята, какие  Замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

Ребята, мы сейчас поиграем в игру:  кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ вы получите фишки.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью —  Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью —  Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3. Заключительная часть. Итог занятия.

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

- Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

- Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Календарно - тематическое планирование логопедических занятий , 1 класс (ОНР)

Календарно-тематическое планирование является более точным и конкретным по сравнению с перспективным планом. Предлагаю коллегам воспользоваться материалом....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 2 класс

Предлагаю календарно - тематическое планирование логопедических занятий в группе детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи, 2 класс...

логопедическое фронтальное занятие

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕТема занятия: Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «м...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА – “ПРИМЕТЫ ОСЕНИ”.Возраст детей: 7-8 лет4 человека.  Диагноз: нарушение устной и письменной речи, обусловлен...

Логопедическое фронтальное занятие с группой дисграфии на тему: "Дифференциация [д] - [т], д - т. "

Логопедическое занятие с группой учащихся с Аграмматической дисграфией. Занятие направлено на развитие умения дифференцировать соглассные д - т изолированно, в слогах, словах....

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...