О нарушениях письма и чтения.
консультация по логопедии на тему

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные! вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eti_trudnye_zvuki.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭТИ ТРУДНЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

Коротко о нарушениях письма и чтения

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные! вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная! форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем прини-1 мают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ee развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить,  проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графе» — письмо).

Дисграфия это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку?

Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата комната, вей всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
  4. замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен,люгкий — легкий;
  5. замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай урожай, бока-
    зываед — показывает;
  6. перестановки букв и слогов: онко — окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках,
    диктан — диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег снег, диктанат — диктант;
  9. искажение слова: малъни маленький, чайщик — чащи;

10) слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бой-часов — бой часов, вся — вся;

11) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

12) нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис умчались, мач мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка с ветки, умчались к чащу умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
  1. замена слов по звуковому сходству;
  2. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще в роще, настене — на стене, на бухли набухли;
  3. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:
    ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т,х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с,э,ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

  1. безударная гласная в корне слова: вада вода, чисы — часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп зуб, дорошка — дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений1.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

(В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным] отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих! такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»)

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

  • пропуски согласных;
  • пропуски гласных;
  • перестановки букв;
  • добавления букв;
  • пропуски, добавления, перестановки слогов;
  • слитное написание слов;
  • раздельное написание слов;
  • слитное написание предлогов с другими словами;
  • раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв(м-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.

Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, завися! от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне: во внеклассной работе, в группе продленного дня.

I. Лексико-грамматический анализ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

1. Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

2. Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

3. Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.

4. Кто самый внимательный?

Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

5. Тишина

Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.

6. Закончи рассказ

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

7. Мы тоже

Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».

Поход в лес

Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

8. Посмотри, что получилось

Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

Что вы записали на листочках? (Предложения).

Что получилось? (Рассказ)

А что записали в тетрадях? (Слова)

Можно ли это назвать предложением? (Her)

Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь это второй месяц осени.)

9. Или «Нет», или «Да», а не знаешь беда

Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно — говорит «да», если неправильно — «нет». Если ответ неверен — «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3-4-5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж ,л, р и т. д.

Звуки — это то, что мы слышим? (Да)

Буквы мы слышим и произносим? (Нет)

Стрекоза — это маленькая птица? (Нет)

Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)

10. Конвейер

Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.

11. Стрелочники

Стрелочники (дети) слушают рассказ и «пропускают поезд» — поднимают карточку (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Кто ошибется — выбывает из игры. Можно так же определять количество звуков слове.

12. Обозначь цифрой

Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у коп получилось число 20 — выиграл.

Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце. Ответ: 2 + 1 + 7 + 2 + 8 = 20

13. Точка, найди свое место

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

II. Слоговой анализ и синтез

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1. Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. 1,2,3,4

а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто
быстрее справится с задачей.

б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии; со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2
слога и т. д.

3. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог.

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.        

б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.        

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)        

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума пустая сума).

г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)

4. Внимание и счет

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. {Около нашего домика стояла береза.)

III. Фонематический анализ и синтез

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадайка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

2. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)

3. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!

Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

5. Кто дальше

На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).

6. Кто быстрей

В течение двух минут:

а) составить как можно больше слов на определенный звук;

б) составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

7. Звук и буква

а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т. п.

б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.

в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков,
букв, слогов.

д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

8. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

9. Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

10. Цепочка слов

На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак кот и т. д.)

11. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих изданных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

12. Различные ребусы, кроссворды.

IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать как было первоначально.

2. Чего не стало ?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

5. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.

6. Художники

Разукрасить рисунки, обвести по контуру.

7. Орнамент

Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

8. Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

9. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

10. Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

11. Конкурс внимательных и находчивых

а) Устное описание характерных отличительных признаков двух
букв («Р» и «П», «X» и «Ж»).

б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.

в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).

г) Найти недостающий элемент буквы.

д) Угадывание букв в разных положениях.

е) Чтение по горизонтали и вертикали.

ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)

з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)

и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.

к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.

л) Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).

Совместная работа логопеда и учителя

Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом Даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Ведь у учителя-логопеда и Учителя начальных классов общие задачи:

• обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению;

•        развивать внимание, память, мышление ребенка;        

  • развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т. д.;
  • воспитывать ребенка в процессе обучения.

Успех работы учителя-логопеда так же во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

  • всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
  • обучение должно носить воспитывающий характер;
  • учитывать возрастные особенности детей;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
  • учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  • добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
  • широко использовать наглядность, игровые приемы.

Рекомендации логопеда учителю        

  1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
  2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
  3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
  4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.        
  1. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.
  2. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
  3. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Разговор с родителями

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

  • общее недоразвитие речи;
  • нарушение процессов чтения и письма;
  • нарушение памяти;
  • низкую концентрацию внимания;
  • нарушения словесно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Памятка для родителей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

• проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся yпpaжнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд, может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;        
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.        

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или! иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1.        Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (а начале, середине, конце);
  • делить слова на слоги;        
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного, звука;
  • осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.        

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут. 3. Развитие моторики и графических навыков Необходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)
  • общую моторику;
  • мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.)
  1. Развитие звуко-буквенного анализа

Ребенка надо научить:

•        устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их  соответствующими буквами;

•        понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря

Формировать умения:

  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказать текст;
  • рассказать сказку.

6. Обучение чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Если же время упущено, и ошибки уже присутствуют регулярно и стойко, тогда, мы думаем, Вам поможет материал, подготовленный во 2-й части этого пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...