Нарушение письма и чтения у детей.
статья по теме

Смирнова Ирина Владимировна

  Материал можно использовать на информационных стендах для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_pisma_i_chteniya.doc752.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

Ни один ребенок не может научиться сразу абсолютно правильно читать и писать. Все проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.

Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

Готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в 2 раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

Дети с недостатками письма часто пишут так, что, не зная, что им продиктовано, невозможно прочитать написанное. Например: «чипсы» (щипцы), «сукли» (чулки), «девасска на дя» (девочка Надя), «лука» (рука).

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грам-матического.

Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи.

Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых, даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласованности и др. Кроме того, часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки.

Нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия – пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей.