статья "Помощь детям с ОВЗ при нарушении письма и чтения"
статья по логопедии на тему

Сингатуллина Алсу Ильясовна

В статье приведены различные упражнения, направленные на коррекцию нарушения письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _pomoshch_detyam_pri_narushenii_pisma_i_chteniya.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                         

   

Подготовила учитель-логопед

Сингатуллина Алсу Ильясовна

                                                         

Набережные Челны

2017 год

«Помощь детям с ОВЗ при нарушении письма и чтения».

Проблема нарушений письменной речи у школьников – является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.

Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова.

При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.

Переходя к характеристике нарушения письма, надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо иметь представление, что управляет процессами чтения и письма.

 Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, которые участвуют в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, недостаточность развития высших психических процессов, а также неустойчивость эмоциональной сферы.

Письменная речь — многоуровневый процесс, в котором принимают участие разные анализаторы, поэтому работа по предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии направлена на развитие всех психических функций.

 В работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи упражнения на расширения поля зрения позволяют увеличить объём воспринимаемой информации.

Упражнения на расширения поля зрения:

 1.«Числовые и буквенные пирамиды»


Инструкция. «Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, скажи какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра». Постепенно спускаемся вниз, останавливаемся на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.

10—-23    РУ—-КА

96——— -72    МУ——— -ХА

54————-34    РЕ————— -ПА

68—————— -86    ВА——————-ЗА

71———————-43    ОЧ———————-КИ

2. «Словесные лесенки».

НА

КОТ

РУКА

ЗАБОР

СТРОКА

ДЕДУШКА

ТРУДОВОЙ

КОРОЛЕВИЧ

Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.

1. Переписать без ошибок строчки.

а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП 

2. «Найди спрятанные слова»

бстранаеитранвдомрюджыметтзаборггщшщатмашина 

3. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

КА

ми

та

ЗЯ

СУ

ву

до

ли

ДЫ

па

НО

РУ

со

ма

бо

ге

ду

ВА

пы

ха

цы

да

зе

но

ЖУ

Фа

ни

гу

ли

РЕ

мы

ЦА

бо

шо

ту

Упражнение на развитие фонематического слуха.

1. «Играем со словами».

Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове

 «Картина» «Флаг» «Стол»

2. «Длиннее – короче».

 Сравни слова, а не вещи.

СТОЛ – СТОЛИК, КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК, УСИКИ –УСЫ, ПЕС – СОБАКА, ХВОСТ- ХВОСТИК, ЗМЕЯ – ЗМЕЙКА, ЧЕРВЯК-ЧЕРВЯЧОК.

 Упражнения на развитие грамматических навыков.

1. «Вторая половина».

 Прочитай слова, называя только вторую половину слова. Линия раздела проходит примерно по середине, абсолютная точность не обязательна.

Картина, замок, кровать, лесная, солома.

2. Упражнение «Догадайся» (отрывок из текста).

Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета…. низко над земл…. . Голосят по дво…. пету …. . Облака вытягива…. по неб…. длинными туманн….. прядя….. . Это приметы дож… .

В работе по предупреждению и коррекции специфических нарушений письма и чтения можно использовать и традиционные технологии.

В частности, кинезиологические упражнения. Данные упражнения несложны в выполнении, не занимают много времени, но эффективны по своему содержанию, так как позволяют развить и улучшить память, внимание, мелкую моторику учащихся, активизировать познавательные процессы.

Для снятия усталости и напряжения, повышения работоспособности в течение занятия, урока необходимо менять не только вид деятельности, но и позы детей, данные упражнения можно выполнять сидя, за столом, стоя.

Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Лезгинка».

 Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.

Упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы.

Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

Нарушения письма и чтения у детей младшего школьного возраста.

В статье перечисляются причины возникновения дисграфии и дислексии, а также симптомы их проявления и способы коррекции....

Календарно тематическое планирование по коррекции нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи

Календарно тематическое планирование коррекционной работы с обучающимся  2 класса по коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко - выраженным общим недоразвитием речи.  ...