Речевая карта
материал по логопедии на тему

Роговцова Ирина Геннадьевна

Речевая карта предназначена для обследования артикуляционного аппарата ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

1. Ф. И. ребёнка_____________________________________________________

2. Дата  рождения ______________________

3. Дата  обследования____________________

4. Из  какого учреждения ____________________________________________

1.Обследование   моторики рук:

   

лет

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Поочередно сложить в кольцо пальцы

Поиграть на «пианино»

Наличие леворукости

5 лет

6 лет

7 лет

Отметить: 0- не координированность  движений;  заторможенность;

  1. лёгкие  нарушения  координации;  замедленный  темп  /двигательное  беспокойство/;
  2. координация  в  норме.

   2. Обследование артикуляционного аппарата

жевательно – артикуляторные мышцы

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5

Опустить и оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Комплекс повторяется 5 раз.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и удерживать её в таком положении под счёт от 1 до 5.

Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать её в таком положении под счёт от 1 до 5.

Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем выдвинуть вправо, удерживать под счёт от 1 до 5, то же выполнить вправо.

Вывод: нужное подчеркнуть

Н –мышечный тонус нормальный

ПОВ – мышечный тонус повышенный /гипертонус/: мышцы  напряжены, болезненны, активные движения ограничены, рот не открывается широко, звуки процеживаются сквозь зубы

ПОН – мышечный тонус понижен /гипотонус/: мышцы вялые, мягкие, повисшие.

Д- меняющийся характер мышечного тонуса /дистония/: в покое мышечный тонус низкий, при произношении речи резко возрастает, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

 мимико – артикуляционные мышцы

  Сморщить лицо и вытянуть губы вперёд. Удерживать под счёт от 1 до 3.      

Растянуть  мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать под счёт от 1 до 5.

Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счёт от 1 до 3, затем закрыть глаза как можно плотнее. Зафиксировать положение под счёт от 1 до 3.

При сжатых челюстях поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Попеременное поднимание угла рта. Повторить 5 раз.

Вывод: нужное подчеркнуть

Н –мышечный тонус нормальный

ПОВ – мышечный тонус повышенный /гипертонус/: мышцы  напряжены, болезненны, активные движения ограничены, рот не открывается широко, звуки процеживаются сквозь зубы

ПОН – мышечный тонус понижен /гипотонус/: мышцы вялые, мягкие, повисшие.

Д- меняющийся характер мышечного тонуса /дистония/: в покое мышечный тонус низкий, при произношении речи резко возрастает, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

обследование мышц губ

Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.  

Плотно сжать губами пластмассовую палочку или деревянную трубочку. Логопед пытается её вытянуть, а ребёнок должен удержать как можно дольше.

Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево. Повторить комплекс 5 раз.

Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть в «хоботок». Повторить 3 раза.

Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначились носогубные складки. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами, а верхней двигать вправо и влево 5 раз.

Вывод: нужное подчеркнуть

Н –мышечный тонус нормальный

ПОВ – мышечный тонус повышенный /гипертонус/: круговые мышцы рта и губы напряжены,  плотно смыкаются, активные движения ограничены.

ПОН – мышечный тонус понижен /гипотонус/: мышцы вялые, мягкие, повисшие.

Д- меняющийся характер мышечного тонуса /дистония/: в покое мышечный тонус низкий, при произношении речи резко возрастает, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

Речевая моторика языка: толстый, длинный, узкий, норма, укороченная уздечка.

обследование мышц щёк

Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счёт от 1 до 5.

Надуть щёки. Перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.

Втянуть щёки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Вывод: нужное подчеркнуть

Н –мышечный тонус нормальный

ПОВ – мышечный тонус повышенный /гипертонус/: мышцы щек напряжены, болезненны, активные движения ограничены.

ПОН – мышечный тонус понижен /гипотонус/: мышцы вялые, мягкие, повисшие.

Д- меняющийся характер мышечного тонуса /дистония/: в покое мышечный тонус низкий, при произношении речи резко возрастает, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

обследование мышц языка

Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Объясняем ребёнку, что язык должен спокойно лежать на нижней губе на счёт до 5.

Открыть рот. Высунуть язык. Делать его то узким, то широким – «лопаточка» - «жало». Повторить 5 раз. /сокращается или расслабляется язык/

Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

Открыть рот, сделать язык широким. Поочерёдно поднимать язык к верхней губе, опускать к нижней, затем поднимать к верхним зубам, опускать к нижним, потом к верхней и нижней дёснам. Наконец, высунуть язык изо рта как можно дальше и тянуть его к носу, подбородку.

Широко открыть рот и кончиком языка «посчитать» сначала верхние, затем нижние зубы. Движения нужно делать в медленном темпе, от одного края до другого, не отрывая кончик языка от зубов.

Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. Затем с помощью губ постепенно сжимающих края языка, свернуть его в трубочку. Кончик языка свободен, по середине языка может беспрепятственно проходить воздух. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.

Присосать спинку языка к нёбу, удерживать язык в таком положении. Закрывать и открывать рот 5 раз.

Вывод: нужное подчеркнуть

Н –мышечный тонус нормальный

ПОВ – мышечный тонус повышенный /гипертонус/: мышцы напряжены, болезненны, язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.

ПОН – мышечный тонус понижен /гипотонус/: мышцы вялые, мягкие, повисшие, язык распластан, не поднимается вверх к альвеолам.

Д- меняющийся характер мышечного тонуса /дистония/: в покое мышечный тонус низкий, при произношении речи резко возрастает, непостоянство искажений, замена и пропуск звуков.

Речевая моторика языка: толстый, длинный, узкий, норма, укороченная уздечка.

Артикуляционный аппарат

Движения  органов  речи

     

Состояние

артикуляционных

органов (подчеркнуть)

Нижняя челюсть

подвигать   челюстью  влево- вправо

прогения, прогнатия,  норма

Мягкое нёбо

открыть  рот, показать  язык  и  покашлять; сказать  длительно «а»

укороченное небо

отсутствие, раздвоение, норма

Твёрдое нёбо

низкое, куполообразное, готическое, расщелина

Зубы

редкие, мелкие,  лишние, вне  челюстной  дуги, кариозные, недоразвитые, норма

3.Состояние  звукопроизношения

Лет

а, о, у

ы, и, э

я, ё, е

ю

с-сь

з-зь

ш

ж

ц

ч

щ

л-ль

р-рь

м

н

к

г

Выводы:

4. Фонетический  слух

а) Звонкие  и  глухие

Лет

п-б

т-д

к-г

в-ф

с-з

с-ш

ш-ж

* Повторить: па-па-ба,  та-та-да, ка-га-ка, ва-фа-ва, суп-зуб-суп, сок-шок-сок, шить-жить-      

     жить

б) Твёрдые  и  мягкие  согласные

Лет

т-ть

д-дь

к-кь

г-гь

н-нь

м-мь

л-ль

с-сь

з-зь

р-рь

х-хь

* Выбрать  слово  с мягким  согласным: Таня- Тина, Дина- дыня, кит-кот, мяч-мать, люк-лук, сад-сядь, замок-зима, рот-ряд, холод-хитрый.

Выводы:____________________________________________________________________

           ____________________________________________________________________

           

5. Фонематические  представления

а) придумывание  слов  на  заданный  звук:  / С-сук, Р-рыба, З-зубы, Л-луна, Ш-шапка, Ж-жук, Ц-цапля/____________________________________________ ___________________

б)  из  предложенных  разных  картинок  отобрать  те, в  названии   которых  имеется  данный  звук  (например:  на  звук  [с] -5 картинок: сумка, сосна,  самолёт, стакан, сыр).

 Выводы:  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общие выводы: ___________________________________________________

__________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Речевая карта.

Образец заполнения речевой карты....

Речевая карта дошкольника

речевая карта дошкольника с ОНР...

Речевая карта Мазановой.

Используем с 1 класса....

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта (младшие школьники)

Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...