открытый урок в первом классе дифференциация букв и звуков "С"-"З"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Карлсен Марианна Владимировна

Открытое знанятие в первом классе. Для проведения этого занятия были приглашены две ученицы с ФФН. Занятие получилось увлекательным и содержательным  как для школьниц, так и для приглашенной комиссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sz_-_kopiya.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по теме: "Дифференциация звуков [с] – [з] в 1 классе

детский туберкулезный санаторий №17 города Москвы

Подготовила и провела: Карлсен М. В.логопед.

Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.

Речевые задачи: 

  • учить различать звуки  «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях
    и правильно обозначать их на письме; 
  • развивать правильное речевое дыхание;
  • развивать фонематические представления,

зрительное восприятие, память,

 словесно-логическое мышление;

  •  развивать навыки самоконтроля;
  • формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
  • формировать установку на выполнение

артикуляционной гимнастики, физкультминутки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З;

предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;
индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.
- Две корзинки «С», «З».

Ход занятия

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!
– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме:  Сообщение темы  и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук З.)

Логопед: стул, собака, сад.

– Какой первый звук в словах? (Звук С.)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»

О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»

3. Возьмите зеркала.Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?

-  с-с-с-накачиваем насос,

(засвистел ручной насос,накачает сто колес)

з-з-з- песенка комара.

(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Зубки сближены, но между ними должна быть щель.
  • Кончик языка широкий и находится за нижними зубками
  • И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная
  • Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.

Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки?

-оба согласные

Логопед: А кто скажет почему мы называем  звуки  «с-з» согласными?

-Потому что их нельзя  петь и тянуть и когда мы их произносим.  Воздух встречает преграду.

Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга

-С-глухой З-звонкий.

А почему мы говорим что звук «З»- звонкий ?

звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим  

звук «С» –голосок спит  рука на горле.

  Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой

«З» -согласный, твердый, звонкий.

 Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!

4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

ОСТАНОВКА !

Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.

Изолированно:

Слышим «С» –хлопаем,  «З» – приседаем.

В слогах:

За, са, сы, со, зу, , зы, су;
злу, сло, злы, сли.

В словах:

Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.

Молодцы поехали. Садимся.

 5).Артикуляционная гимнастика:

Станция «Послушный язычок». Чтобы красиво произносить звук

–сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИТЕ СВОИ ЗЕРКАЛА
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).Пожуем язычок. Покачаем на качелях.

 Какие звуки мы учимся различать? ДЕТИ: «С-З»

Мы с вами знаем много упражнений, но для наших звуков С-З нужны именно эти. Самые важные.

Молодцы!

Поехали дальше.

6.) Следующая станция “Слоговая”. Взяли по колесику.

У тебя звук «С». У тебя-«З».

Читаем по очереди- СА-ЗА-СО-ЗО и т,д.

Поменялись! Осанка, ПЛЕЧИ. Спинки!!!

– Молодцы, поехали дальше!!!

7.) Станция «Измени слог».

Я говорю слоги на «С», а вы меняете «С» на «З».

Са-за

Со-зо

Су-зу. Обратно-

аз-ас

уз-ус

оз-ос

8.) Станция: «Письменная».  Откройте свои тетради.

Напишите тему занятия: «Буквы  С-З».

Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?

Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.

Буквой мы обозначаем звук на письме.

Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.

Лексический материал:

за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.

Ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а ты- с буквой-З

Идем от простого к сложному. Поехали дальше!

9.) Станция: «Угадай-ка»

Логопед: Сюрприз- потрогайте буквы. Какая у тебя? А у тебя?

Я говорю слова и показываю картинки.

Если слово с вашим звуком, вы поднимаете свою букву,

 и говорите,  как будет много.

Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.

Понятно? Начали!!! Сова, Стакан, автобус, ананас, лиса;

зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.

10. Физкультминутка: под музыку

11.) Станция: «Игровая». Корзинки с картинками.

У тебя корзина со звуком- «С», у тебя  со звуком- «З».

Я показываю картинки, со своим звуком вы забираете.

Говорит тот, кому она нужна!

Молодцы! Выкладывайте свои картинки. Посчитайте их.

Назовите слова, выделяя  свой звук.

 И называете, где звук находится- в начале, в конце или в середине.

Наклоните головки, закройте глазки. Я меняю по одной картинке. Что изменилось? Молодцы.

Поехали дальше- не встаем. чух-чух!

12.) Следующая станция: “Чистоговорочная”.

Спинки выпрямили!

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. Приготовили -Кулак-ладошка

  • за-за-са -вот бежит лиса
  • са-са-за – вот идет коза
  • сы-сы-зы – нет  у нас козы.

Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.

  • аз-аз-ас-у нас дома ананас
  • Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
  • Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз

Молодцы! Едем дальше.

13.) Станция: «Доскажи словечко», картинки- суп-зуб; коса- коза.

Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.

1.Дети ели вкусный … зуб, суп.

   У Зои разболелся …

2.У Зои русая … коса, коза.

    В сад забрела…

Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?» Дети: «НЕТ, суп»

14. Итог урока: “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.

Сегодня  мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.

15. Рефлексия.

Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.

 Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите  ладошку раскрытую - солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек. 

А теперь посмотрим, как гости оценили наше занятие.

– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.

Вы сегодня молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в первом классе на тему:" До свидания ,осень.."

Уроки музыки имеют для детей огромное значение. Они довечиво и влюбленно смотрят на учителя музыки, ведь это их любимый предмет, еще бы! И поем и играем, и танцуем, а ,самое главное. подружились с зам...

Открытый урок в первом классе "Азбука"

Конспект урока в 1 классе по УМК "Гармония".Тема: "Звук [ц] и его обозначение буквой Ц"...

фрагмент открытого урока в первом классе

фрагмент открытого урока в первом классе...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Открытый урок в первом классе.

Урок на тему:"Присчитывание и отсчитывание по 2.Закрепление изученного."...

Открытый урок в первом классе на тему «Прощай, Азбука, но здравствуй, Литературное чтение!»

Цели: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки.Задачи: 1.Создание ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания.2.Способствовать развитию умения грамотно, выразительно излагать св...

конспект урока во 2 классе: «Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ»

конспект логопедичексого фронтального урока-занятия...