конспект урока во 2 классе: «Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ»
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

конспект логопедичексого фронтального урока-занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diffrenetsiatsiya_sh_i_shch.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе на тему:

«Дифференциация букв ш-щ, Ш-Щ»

Цель – научить различать звуки [Щ] и [Ш] изолированно, в слогах и в словах

Задачи:

  1. научить сравнивать буквы ш-щ, Ш-Щ по начертанию;
  2. сформировать умение различать буквы Ш и Щ изолированно, в слогах и словах;
  3. развитие навыка образования существительных при помощи  суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса -ИЩ-;
  4. развивать кинестетические ощущения;
  5. способствовать преодолению кинетических нарушений;
  6. развивать зрительное внимание и восприятие.

Оборудование: буквы ш-щ, Ш-Щ в прописном и печатном виде (запись на доске), шнурки для выкладывания букв, карточки с символами букв Ш и Щ, карточки с напечатанными буквами в три строки,  предметные картинки с изображением щенка и мышонка, магниты, карточки со слогами, карандаши зеленого и синего цвета, тетради, ручки.

Ход урока

  1. Оргмомент

Логопед формулирует тему занятия и записывает ее на доске.

Логопед: По команде зачеркните синей ручкой все буквы

Ш, зелёной ручкой - все буквы Щ.

Ш  ЩИП РЦУШИБЩЦИПН

ЩШЩЦЫЙЧШЦЩШЩЦИД

ЮЭЩОШЦШЦЦЩЩИПНЦ

  1. Соотнесение букв со звуками и их обозначение
  • Давайте произнесем звуки, которые обозначают буквы Ш – Щ, и сравним их по артикуляции:

     Ш — согласный глухой, твёрдый

     Щ — согласный глухой, всегда мягкий

  • Каким по цвету квадратом мы обозначим звуки:

    Ш - для обозначения выбираем синий квадрат

Щ - для обозначения выбираем зелёный квадрат

  1. Сравнивание букв по написанию
  • Чем по написанию отличаются буквы: Ш и Щ? (у Ш нет хвостика, как у Щ)
  • Конструирование рукописных строчных букв Ш и Щ из шнурков и печатных - из палочек.
  1. Помощь героям занятия

После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия.)

- Пока они торопились к нам на урок, перепутали свои слоги! Давайте поможем щенку и мышонку разобраться, где чьи слоги! Вы будете по очереди читать слоги и говорить мне: где, чей слог:

ша-ща шо-що шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё
иш-ищ                                                 еш-ещ                                                  ёш-ёщ

  1. Физкультминутка

«Снежок»

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Дети кружатся на месте.

Вверх взлетели белой стаей

Лёгкие пушинки.

Поднять руки вверх, потянуться, потрясти кистями.

Чуть затихла злая вьюга.

Улеглись повсюду.

Приседают.

Заблистали словно жемчуг.

Все дивятся чуду.

Поднимают и опускают плечи.

Заискрились, засверкали

Белые подружки.

Сжимают и разжимают кулачки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки.

Маршируют на месте.

  1. Игра со словами

Щенок и мышонок предлагают вам поиграть: я вам буду называть слово, а вы превращать его для мышонка в маленькое, ласково, а для щенка – такое, как будто оно очень большое, например:

Воробей - воробьище - воробышек.

Уши - ушищи - ушки            Шкаф - шкафище - шкафчик

Нос - носище - носик            Глаза - глазищи - глазки

Лапы - лапищи - лапки

  1. «Добавьте слоги»

Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  1. «Найди слова»

Найдите слова в рядах, выделяя буквы Ш и Щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука
тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка
вещицатощийгущакрушиначерем
шазащитащупальцамешочекпрошит
кашащегол
щегольброшкакартошказащитная
всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  1. Итог занятия

- Друзья так заигрались, что не заметили, как наступил вечер. Пришла пора прощаться.

- Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок в первом классе дифференциация букв и звуков "С"-"З"

Открытое знанятие в первом классе. Для проведения этого занятия были приглашены две ученицы с ФФН. Занятие получилось увлекательным и содержательным  как для школьниц, так и для приглашенной коми...

План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"

Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают....

Урок русского языка «Дифференциация букв З, з – С, с» (1 класс)

Тема урока: «Дифференциация букв З, з – С, с» Цель: учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам. Задачи: - развивать фонематический слух, речь, внимание, аккура...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект коррекционно-развивающего занятия " Дифференциация букв б-д"

Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по курсу : "Логопедические занятия" по теме "Дифференциация букв б-д". К конспекту прилагается рабочий лист для учащихся....

Конспект урока 2 класс "Дифференциация звуков Ш-С"

Цель занятий по дифференциации звуков «Ш» и «С» — научиться произносить и различать слова с этими звуками в речи и на письме. развить память; развить ...