Конспект логопедического занятия по оптической дисграфии во втором классе «Дифференциация букв о – а на письме».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

В конспекте даны подробные упражнения и задания по дифференциации букв О - А на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o-a.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по оптической дисграфии во втором классе

«Дифференциация букв о – а на письме».

Деятельность учителя

Деятельность детей

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет буквы, наложенные друг на друга.            

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать:

Все правильно и ясно,

Чтоб было всем понятно.

- Упражнение «молоточек»

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит: «Тук – тук!»

Язычку он лучший друг.

- Упражнение «маляр»

Вот банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

- Упражнение «лошадки», «гармошка»

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

- Упражнение «футбол»

Погоняю я в футбол,

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача

Загонять в ворота мячик.  

- Упражнение «горка», «кроватка»

Скрылось солнце за горой.

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.  

Выполняют артикуляционную гимнастику.

  1. Работа с таблицами (вывешиваются на доске).

Рассмотрите таблицы букв и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

https://studfiles.net/html/2706/265/html__u5XQbXSwF.cJEP/img-PgsHzQ.png

Записывают в тетради парами буквы:

Прописная (заглавная) буква -

Строчная (маленькая) буква

  1. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Сравнивают буквы, сходные по начертанию

Введение в тему

Сказка.

Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички».

Прослушивают сказку о буквах сестричках.

  1. Сравнение элементов и целых букв о- а

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала.

- Сравнение артикуляции звуков о- а.

При произнесении звука а – рот широко раскрывается, видны верхние и нижние зубки, а при произнесении о – рот округлен, губы несколько напряжены, они прикрывают верхние и нижние зубы.

- Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

 - звук [о] обозначается буквой о, звук [а] обозначается буквой а.

- Задание «Расставьте буквы о-а по росту».                

Сравнивают артикуляцию звуков о- а.

Соотносят звуки с буквами и символами для обозначения на письме.

Расставляют буквы о-а по высоте.                       

  1. Развитие фонематического восприятия

- Вы видели, как ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно, звук пропадает – телевизор работает плохо. Бывает, что звучат только «кусочки», «остатки слов».

- Поиграем так: я буду произносить слова с пропавшим звуком, а вы почините телевизор – произнесете слова полностью.

□рбуз, □птека, □втобус, □збука, □бувь, □рден, □сы;

- А в этих словах пропал последний звук:

шоколадк□, веревк□, лошадк□, подушк□, булавк□, серебр□, хорош□, пальт□, стекл□.

Определяют букву по артикуляции, произносят целые (восстановленные) слова.

  1. Упражнение «Посади пчёлку»

Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк.

Определяют букву в слове, классифицируют («рассаживают») пчёл на «свой» цветок.

Объясняют значение слова - Полк.

  1. Работа на уровне слова.

Упражнение «Занимательные модели».

- Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву А, потом О. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?https://studfiles.net/html/2706/265/html__u5XQbXSwF.cJEP/img-IsLhN0.png

Составляют слова:

Ночка                          вол - вал

Бочка                           дол - дал

почка – пачка                       бал

дочка – дачка              гол

точка – тачка              зол - зал

кочка - качка                      мал

  1. Работа со словами-паронимами.

- Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка — качка, вол — вал, дол - дал).

- Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

Сравают слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

  1. Физминутка (с мячом)

- Я буду называть несколько одинаковых предметов, а вы назовите один такой же предмет.

 Лог.        Дет.

стёкла – стекло

ведра – ведро

окна – окно

колеса – колесо

крылья – крыло

перья – перо

зерна – зерно

кольца - кольцо

Выполняют физминутку с мячом.

Логопед        Дети

стёкла – стекло

ведра – ведро

окна – окно

колеса – колесо

крылья – крыло

перья – перо

зерна – зерно

кольца - кольцо

  1. Упражнение «Найди среди слогов слова».                                                      

нча    бал     пла    ост

лан    мно    сва    пол

нос    гал     пон    кан

кол    мок    ван    лож

Находят среди слогов слова – бал, пол, нос, кол, лож.         

  1. Игра «Буквы потярялись».

…рмия        з…мок       л…пата

…вгуст       з…нт          м…локо

…дрес        л…шадь      к…рова

…збука      ш…рф         с…бака

Дети выполняют работу в тетрадях – вставляют буквы О или А, затем проводится проверка.

  1. Работа в тетради по карточке.

Зашифруй предложения, записывая талько гласные о – а.

Астры зацветут осенью.    А  А  О

Ровный асфальт радует людей. О А А

Смолк соловей в лесной чаще. О  ОО  О  А

Лампа погасла внезапно. АА  ОАА  АО

Старая лодка ушла на дно. АА ОА А А О

Записывают шифр в тетради.

А  А  О

О А А

О  ОО  О  А

АА  ОАА  АО

АА ОА А А О

Ответы детей.

  1. Итог занятия

- Какие буквы учились различать?

- Вспомните, чем похожи буквы о - а?

- Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Помочь подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)

Резерв (работа по карточке):

В стихотворении вставьте пропущенные буквы о-а

                «К…тик и к…злик»

Т…м к…тик ус…тый по с…дику бр…дит,

А к…злик рог…тый за к…тиком х…дит.

И л…почкой к…тик м…ет св..й р…тик,

А к…злик сед…ю трясёт бород…ю.

Вставляют пропущенные буквы в карточке.

«КОтик и кОзлик»

ТАм кОтик усАтый по сАдику брОдит,

А кОзлик рогАтый за кОтиком хОдит.

И лАпочкой кОтик мОет свОй р…Отик,

А кОзлик седОю трясёт бородОю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»

Конспект логопедического занятия  по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового  анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".

Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....

Конспекты логопедических занятий по устранению дисграфии во 2 классе

Тема занятий: дифференциация звуков С - Ц в слогах, словах....

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении".

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [д-т], [д’-т’] и букв Д – Т в слогах, словах и предложении". Данное заня...