Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспекте приемов, надеюсь, поможет вам провести коррекционное занятие также занимательно. Оно, возможно, побудит детей через собственные деятельностные шаги приобретать нужные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_b-d.docx111.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для учащихся 2 класса,

имеющих смешанную форму дисграфии,

по теме: «Дифференциация букв «б» и «д»

                                     

Тема:

 Дифференциация строчных букв «б» и «д». Развитие языкового анализа и синтеза.

Цель: формирование умения различать буквы «б» и «д» на материале слов и предложений.

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • уточнять зрительный образ букв «б» и «д», учить сравнивать кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки зрительно-моторной координации;
  • развивать и совершенствовать навыки выполнения  различных видов анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас;
  • расширять общие и пространственно-временные представления, представления о сказках;
  • актуализировать теоретические знания по теме;

развивающие

  • развивать мыслительную деятельность,
  • развивать зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;
  • уточнять пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук

воспитательные

  • воспитывать желание приобретать новые знания.
  • воспитывать положительные личностные качества
  • воспитывать умение действовать по инструкции
  • воспитывать умение работать самостоятельно и в паре.

Оборудование: слайды презентации, сюжетные картинки из сказок, карточки со словами и предложениями, нитки, тетради, ручки, карандаши, линейка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие. 
  1. Актуализация пройденного материала. 
  • Уточнение пространственно-временных представлений.
  • Уточнение зрительного образа букв «б» и «д», сравнение строчных письменных букв «б» и «д» с опорой на слайд.

Сравнение артикуляции.

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

1.3.Определение темы занятия.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться на занятии?

Будем учиться различать буквы «б», «д»,

-Да. Мы будем учиться их не путать на письме.

E:\Аттестация\Фото\IMG_20191022_123016.jpg

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Прописывание букв «б», «д», в воздухе после выделения соответствующего звука в словах: Дерево, дом, бочка, дочка, посуда, радуга, дружба, добро.

2.2 Выкладывание букв «б» и «д», из ниток.

2.3 Дописывание букв . Работа на доске.

о о о о о о о о о

Логопед называет буквы или слова, дети по очереди выходят к доске и дописывают элементы букв «б» или «д».

2.4 Упражнение «дермалексия» Узнавание букв, написанных на спине, ладони. C:\Users\Admin\Desktop\photo_2019-11-07_18-18-09.jpg

2.5 Нахождение и чтение слов в измененном шрифте.

дочка, дедушка, дом, рыбак, бабушка, рыбка, избушка

Задания:

-прочитать про себя слова

-найти слово, в котором буква стоит в начале слова.

( стоит на третьем месте, на втором, в слове две буквы д)

Вопросы логопеда: Скажите, вам нравится такое письмо? Какая запись лучше?

-А как бы вы хотели научиться писать?

2.6. Чтение и анализ предложений с буквами б и д (по карточкам).

  1. Жили-были дедушка  да бабушка…
  2. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
  3. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
  4. Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной.
  5. Поймал дед золотую рыбку.
  6. И покатился Колобок дальше…
  7. Добро всегда побеждает зло.

Задания:

-Прочитать предложения

-Найти слова с буквами занятия.

-Обвести букву б оранжевым карандашом, а букву д черным. Прочитайте предложение. (Вопросы по предложению).

Определить тему предложений.

Списать первое предложение без ошибок. Выделите буквы занятия разными карандашами.

2.7 Игра «Узнай слово» («Вставить пропущенные буквы»)

Задания:

Прочитать слова с буквой «б», с буквой «д».

Определить, Каких слов больше?

Придумать другие «сказочные» слова с этими буквами.

ФИЗМИНУТКА.

Имитация движений сказочных героев

(- Прочитайте 3 предложение на карточке.

- Покажите, как бабушка месила тесто, лепила колобка.

- Покажите, как колобок катился).

2.8 Игра «Распредели слова в 3 столбика»

1) работа по индивидуальным карточкам.

2) работа в паре. Задание: выбрать слова с указанной буквой (одному - с буквой б, другому - с буквой д; слова с «б» и «д» расположить посередине). Конверты со словами из задания.

2.9. Игра «Сложи слово» (по таблице с буквами)

( 27,32,23,11,10,26,4) Избушка

(23, 30,16, 26,4) Бочка

2.10. «СКАЗОЧНОЕ ЛОТО»

-Сказочная фея принесла нам картинки из сказок.

-Нужно отгадать сказку и найти свою картинку.

2.11. Работа по картинкам-сюжетам из сказок.

Задания:

-Узнать сказку

-Найдите предметы, в названии которых есть буквы «б» и «д»

2.14 ООЗ. Подведение итогов. Рефлексия.

Возможные вопросы учителя-логопеда:

-Чем мы занимались сегодня? Что повторили? Что узнали новое?

- Чем различаются звуки «б» и «д»? А буквы?

-Какие задания показались вам интересными?

-Какие показались легкими, а какие давались сложно?

Вывод. Оценивание деятельности обучающихся (Вы очень хорошо занимались, вернули буквы, находили слова, читали и записывали предложения. Думаю, вы не будете путать буквы б и д. Спасибо вам за урок! До свидания!)

Литература:

  1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
  2. Ахутина Т.В. Иншакова О.Б. Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa. oбследoвaние письма и чтения млaдших шкoльникoв /Под oбщей pедaкцией T.B Aхyтиной, О.Б. Инпraкoвoй. - M.: B. Cекaчев, 2008. - 128 с.
  3. Ефименкова Л.Н.,. Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей Москва «Просвещение» 1972 г.
  4. Крутецкая В.А. 200 диктантов по русскому языку.1-4 классы. – СПб: Издательский дом «Литера», 2012. С.6. (цит. По Прищепова И.В., С.В. Недоленко, П.А. Прищепова .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорфографии с обучающейся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дизорографии с обучающейся 4 класса предназанчен для учителей-логопедов коррекционных школ или логопунктов...

Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.

Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение слов...