Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Банзе Изабель Бартоломеевна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема: дифференциация букв п – т, П – Т.

Лексическая тема: ферма.

Цель: развивать умение различать на письме буквы П и Т.

 

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- дифференциация звуков п - т  и соответствующих букв;

- развитие слухового и зрительного  внимания, слухоречевой и зрительной памяти,  зрительно-пространственной ориентировки;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Ферма»;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки пись­менной работы;

- развитие любознательности, познавательной активности и интереса к учебной деятельности в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon differentsiatsiya_bukv_p_i_t.zip2.45 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

ОКПО  52179592   ОКОГУ  2300223   ОГРН  1027801541602 ИНН/КПП   7802142926/780201001

******************************************************************

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции оптической дисграфии.

Дифференциация букв п - т

Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна

2015

Санкт-Петербург

Класс: 4б

Учитель: Банзе И.Б.

Предмет: логопедия

Тема: дифференциация букв п т, П – Т.

Лексическая тема: ферма.

Цель: развивать умение различать на письме буквы П и Т.

Задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- дифференциация звуков п - т  и соответствующих букв;

- развитие слухового и зрительного  внимания, слухоречевой и зрительной памяти,  зрительно-пространственной ориентировки;

- актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Ферма»;

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- развитие любознательности, познавательной активности и интереса к учебной деятельности в целом.

Оборудование: рабочие тетради

                           проектор с презентацией

                           карточки для определения темы урока

                                картонные элементы букв п т

                                индивидуальные карточки с точечным изображением букв

                           фигуры фруктов и игровое поле

                           предметные картинки с овощами

                           карточки со словами с пропущенными буквами

                               

Ход занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.

Организация начала занятия

- Здравствуйте, ребята!                                                              

Перед вами лежат карточки с буквами, часть из которых повторяются. Вычеркните парные буквы, а из оставшихся сложите слово. Это слово -  место сегодняшнего путешествия.

- Назовите получившееся слово.

Следуют инструкции.

- Это слово «ферма».

II.

Определение темы

- Сегодня мы отправимся на животноводческую ферму и познакомимся с сельским хозяйством. Но прежде отгадайте загадки, а заодно узнаете обитателей фермы:

Будит рано поутру

Без разбору всю семью,

Пением ласкает слух

Деревенский наш...

Совсем ребенок:

Лбом вперед,

Мордой с рожками  в живот,

Ножками пляшет,

Хвостиком машет...

- Назовите первые буквы в этих словах.

- Прочитайте тему занятия.

- Чему мы будем учится на занятии?

Внимательно слушают.

 … петух.

… телёнок.

- В слове «петух» первая буква П, в слове «теленок» - Т.

- Тема занятия «буквы П и Т».

- Мы будем учиться различать буквы П и Т.

 1-ый слайд

 2-ой слайд

 3-ий слайд

III.

 Тренировочные упражнения по теме занятия

3.1 Сравнение букв по начертанию

3.2 Развитие буквенного гнозиса

3.3 Конструирование букв

3.4 Дифференциация букв в словах

- На экране представлены буквы п и т. Рассмотрите их внимательно. Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

- Из каких элементов они состоят?

- Чем буквы похожи? Какие элементы одинаковые?

- Чем отличаются эти буквы?

-  Давайте представим, что мы пишем буквы в воздухе. Сначала пишем п, затем т.

- У вас на парте лежит карточка, на которой буквы п и т написаны едва заметными точками. Обведите точечные изображения.

- Давайте ещё раз внимательно рассмотрим эти буквы. Какой можно сделать вывод?  

- Составьте буквы из элементов под диктовку:

нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки; отступить одну клетку; рядом начертить параллельно такую же палочку; соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.

- Нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки; нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она касалась вертикальной палочки.

- Назовите буквы, которые у вас получились?

- Вам удалось составить печатные заглавные буквы П и Т из элементов в тетради. А сейчас мы будем конструировать рукописные строчные п и т. Я дам вам картонные элементы букв, а вы сложите их.

- Сравнивая буквы, мы с вами определили, что у рукописной буквы п вертикально пишутся две палочки, у рукописной буквы т — три. Прочитайте слова, зашифрованные при помощи символов.

- А теперь прочитайте слова - инвентарь и орудия для огорода, опираясь на количество ножек букв. Восстановите перекладины в словах и запишите их в рабочие тетради.

- Подчеркните буквы п и т.

- При написании п используется 2 элемента, при написании т – 3 элемента.

Называют элементы.

- У буквы т на один элемент больше.

Повторяют очертание букв.

- У строчной рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у буквы т — три палочки.

Следуют инструкции.

- Печатные заглавные буквы П и Т.

.

Читают зашифрованные слова.

Читают и записывают зашифрованные слова.

 4-ый слайд

 5-ый слайд

Кар3офель, 3ыква, 2а3иссон, 2ерец, 2омидоры, 3ома3, цве3ная ка2ус3а, сала3, душис3ая 2е3рушка, укро2, ш2ина3, мя3а, 2одсолнух.

 6-7-ой слайды

Ло//а///а, ///о//ор, моло///ок, ///я//ка, мо///ыга, рыхли///ель, о//рыскива-///ель,

///ележка, ///ачка, ///рак///ор, коры///о.

IV.

Динамическая пауза

- Сейчас я каждому раздам фигуры фруктов и игровое поле. Вам нужно будет не запутаться и «посадить» фигуры в те клеточки игрового поля, которые я буду называть.

- Положите в верхний правый угол большое красное яблоко. Под ним поместите маленькую зеленую грушу. В нижнем левом углу расположите большую желтую грушу. Над ней маленькое зеленое яблоко. Между маленькой зеленой грушей и маленьким зеленым яблоком поместите большое желтое яблоко. В верхнем левом углу – маленькую желтую грушу. В нижнем левом углу оставшуюся фигуру.

- Какая фигура осталась последней?

- Какие клетки поля остались незаполненными?

- А теперь давайте проверим. Посмотрите, вот так должны были расположиться ваши фрукты на поле.

Выполняют указания.

- Маленькое красное яблоко.

- Верхняя и нижняя клетки по середине.

 

 8-ой слайд

 V.

Упражнения на закрепление усвоенных навыков

5.1 Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентировки

5.2 Дифференциация букв в предложении

5.3 Развитие фонематических представлений

5.4 Развитие внимания к написанию

- Пришло время отправиться в огород и собрать урожай. Для этого отгадайте загадки. Картинки с отгадками я буду размещать на доске, а вы будьте очень внимательны.

Ты все лето зеленеешь,

Спрятав ягоды в земле,

Ближе к осени созреешь -

Сразу праздник на столе!

Суп и щи, пюре, окрошка,

Нам везде нужна...

Что это за елочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют...

Если красный твой стручок -

Горький, злой ты старичок!

Если ты зеленый малый,

Твоя горечь убежала,

Ты гордишься сочным тельцем,

То зовешься сладким...

Словно юбочки на сборке

Твои листики в оборках,

А за складочкой - смотри,

Витаминочки  внутри!

Каждый будет очень рад

Съесть зелененький...

С королевой овощей

Подружитесь поскорей!

На столе не будет пусто,

Если вырастишь...

Только снег сойдет весной,

Ты киваешь головой!

Первой зелени подружка-

Раскудрявая...

В огороде хрупкий зонт

Понемногу вверх растёт.

Как зовут тебя? «Прокоп», -

Громко скажет нам...

                                       

 

- Сколько карточек размещено на доске?

- Запомните их последовательность, а затем я их сниму.

- Запишите названия овощей в тетради в том порядке, в котором они были расставлены на доске. Подчеркните в них буквы п и т.

- А теперь давайте проверим, все ли у вас получилось. Назовите каждый свою последовательность.

- Назовите овощи, в которых встречались одновременно две буквы.

- Мы продолжаем знакомиться с обитателями фермы. Прочитайте предложения и назовите пропавшие буквы.

- Запишите предложения в тетрадь, подчёркивая буквы п и т.

- Знаете ли вы, как важно не путать п и т, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [П] или [Т] друг на друга:

пруд –

порт –                                                            

тачка –

трава –

почка –

испечь –

топить –

травить –                                                        

- На карточках зашифрованы виды работ на приусадебном участке. Запишите словосочетания в тетрадь, вставив в словах пропущенные буквы п и т.

- Подчеркните вставленные буквы.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей.

… картошка.

… помидоры.

… перцем.

… салат.

… капусту.

… петрушка.

… укроп.

- … семь.

Записывают слова в тетрадь.

Проверяют.

- … капуста и петрушка.

Вставляют пропущенные буквы и записывают предложения.

У..ка .лавае.. в ..руду.

Гуся..а следую.. за гусыней на ..ере..онча..ых ла..ах.

На ..оляне ..асу..ся коровы.

..о ..олю скаче.. лошадь.

У ..елёнка ес..ь рога и ко..ы..а на ногах.

..орося..а ..рося.. молока.

… труд

… торт

… пачка

… права

… точка

… истечь

… попить

… править

Выполняют самостоятельно.

..одго..овка ..очвы для ..осадки, обрабо..ка учас..ка, удобрение ..очвы, ..осев семян, ..одкормка  ..лодовой куль..уры, ..ересадка рассады, ..олив овощей, уход за рас..ениями, ..рополка грядки, борьба с вреди..елями.

Взаимопроверка.

 9-14-ый слайды

VI.

Подведение итогов 

 - Назовите буквы, которые вы учились различать.

- Расскажите, чем похожи и чем различаются буквы п - т?

- Что новое вы усвоили из путешествия по ферме?

- Сегодня вы были настоящими опытными фермерами. Молодцы!

- Мы учились различать буквы п и т.

Отвечают.

 15-й слайд

Карточка с заданием

                                               

    Вставьте пропущенные буквы:

..одго..овка ..очвы для ..осадки

обрабо..ка учас..ка

удобрение ..очвы

..осев семян

..одкормка  ..лодовой куль..уры

..ересадка рассады

..олив овощей

уход за рас..ениями

..рополка грядки

борьба с вреди..елями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...