Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему:
    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

    Банзе Изабель Бартоломеевна

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

    Тема: дифференциация букв п – т, П – Т.

    Лексическая тема: ферма.

    Цель: развивать умение различать на письме буквы П и Т.

     

    Задачи:

    - активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

    - дифференциация звуков п - т  и соответствующих букв;

    - развитие слухового и зрительного  внимания, слухоречевой и зрительной памяти,  зрительно-пространственной ориентировки;

    - актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Ферма»;

    - совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки пись­менной работы;

    - развитие любознательности, познавательной активности и интереса к учебной деятельности в целом.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon differentsiatsiya_bukv_p_i_t.zip2.45 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  

    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ******************************************************************

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

    (ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

    194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

    ОКПО  52179592   ОКОГУ  2300223   ОГРН  1027801541602 ИНН/КПП   7802142926/780201001

    ******************************************************************

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

    по коррекции оптической дисграфии.

    Дифференциация букв п - т

    Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна

    2015

    Санкт-Петербург

    Класс: 4б

    Учитель: Банзе И.Б.

    Предмет: логопедия

    Тема: дифференциация букв п т, П – Т.

    Лексическая тема: ферма.

    Цель: развивать умение различать на письме буквы П и Т.

    Задачи:

    - активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

    - дифференциация звуков п - т  и соответствующих букв;

    - развитие слухового и зрительного  внимания, слухоречевой и зрительной памяти,  зрительно-пространственной ориентировки;

    - актуализация, уточнение значений слов и пополнение словаря по лексической теме «Ферма»;

    - совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

    - развитие любознательности, познавательной активности и интереса к учебной деятельности в целом.

    Оборудование: рабочие тетради

                               проектор с презентацией

                               карточки для определения темы урока

                                    картонные элементы букв п т

                                    индивидуальные карточки с точечным изображением букв

                               фигуры фруктов и игровое поле

                               предметные картинки с овощами

                               карточки со словами с пропущенными буквами

                                   

    Ход занятия

    Название этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    I.

    Организация начала занятия

    - Здравствуйте, ребята!                                                              

    Перед вами лежат карточки с буквами, часть из которых повторяются. Вычеркните парные буквы, а из оставшихся сложите слово. Это слово -  место сегодняшнего путешествия.

    - Назовите получившееся слово.

    Следуют инструкции.

    - Это слово «ферма».

    II.

    Определение темы

    - Сегодня мы отправимся на животноводческую ферму и познакомимся с сельским хозяйством. Но прежде отгадайте загадки, а заодно узнаете обитателей фермы:

    Будит рано поутру

    Без разбору всю семью,

    Пением ласкает слух

    Деревенский наш...

    Совсем ребенок:

    Лбом вперед,

    Мордой с рожками  в живот,

    Ножками пляшет,

    Хвостиком машет...

    - Назовите первые буквы в этих словах.

    - Прочитайте тему занятия.

    - Чему мы будем учится на занятии?

    Внимательно слушают.

     … петух.

    … телёнок.

    - В слове «петух» первая буква П, в слове «теленок» - Т.

    - Тема занятия «буквы П и Т».

    - Мы будем учиться различать буквы П и Т.

     1-ый слайд

     2-ой слайд

     3-ий слайд

    III.

     Тренировочные упражнения по теме занятия

    3.1 Сравнение букв по начертанию

    3.2 Развитие буквенного гнозиса

    3.3 Конструирование букв

    3.4 Дифференциация букв в словах

    - На экране представлены буквы п и т. Рассмотрите их внимательно. Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

    - Из каких элементов они состоят?

    - Чем буквы похожи? Какие элементы одинаковые?

    - Чем отличаются эти буквы?

    -  Давайте представим, что мы пишем буквы в воздухе. Сначала пишем п, затем т.

    - У вас на парте лежит карточка, на которой буквы п и т написаны едва заметными точками. Обведите точечные изображения.

    - Давайте ещё раз внимательно рассмотрим эти буквы. Какой можно сделать вывод?  

    - Составьте буквы из элементов под диктовку:

    нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки; отступить одну клетку; рядом начертить параллельно такую же палочку; соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.

    - Нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки; нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она касалась вертикальной палочки.

    - Назовите буквы, которые у вас получились?

    - Вам удалось составить печатные заглавные буквы П и Т из элементов в тетради. А сейчас мы будем конструировать рукописные строчные п и т. Я дам вам картонные элементы букв, а вы сложите их.

    - Сравнивая буквы, мы с вами определили, что у рукописной буквы п вертикально пишутся две палочки, у рукописной буквы т — три. Прочитайте слова, зашифрованные при помощи символов.

    - А теперь прочитайте слова - инвентарь и орудия для огорода, опираясь на количество ножек букв. Восстановите перекладины в словах и запишите их в рабочие тетради.

    - Подчеркните буквы п и т.

    - При написании п используется 2 элемента, при написании т – 3 элемента.

    Называют элементы.

    - У буквы т на один элемент больше.

    Повторяют очертание букв.

    - У строчной рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у буквы т — три палочки.

    Следуют инструкции.

    - Печатные заглавные буквы П и Т.

    .

    Читают зашифрованные слова.

    Читают и записывают зашифрованные слова.

     4-ый слайд

     5-ый слайд

    Кар3офель, 3ыква, 2а3иссон, 2ерец, 2омидоры, 3ома3, цве3ная ка2ус3а, сала3, душис3ая 2е3рушка, укро2, ш2ина3, мя3а, 2одсолнух.

     6-7-ой слайды

    Ло//а///а, ///о//ор, моло///ок, ///я//ка, мо///ыга, рыхли///ель, о//рыскива-///ель,

    ///ележка, ///ачка, ///рак///ор, коры///о.

    IV.

    Динамическая пауза

    - Сейчас я каждому раздам фигуры фруктов и игровое поле. Вам нужно будет не запутаться и «посадить» фигуры в те клеточки игрового поля, которые я буду называть.

    - Положите в верхний правый угол большое красное яблоко. Под ним поместите маленькую зеленую грушу. В нижнем левом углу расположите большую желтую грушу. Над ней маленькое зеленое яблоко. Между маленькой зеленой грушей и маленьким зеленым яблоком поместите большое желтое яблоко. В верхнем левом углу – маленькую желтую грушу. В нижнем левом углу оставшуюся фигуру.

    - Какая фигура осталась последней?

    - Какие клетки поля остались незаполненными?

    - А теперь давайте проверим. Посмотрите, вот так должны были расположиться ваши фрукты на поле.

    Выполняют указания.

    - Маленькое красное яблоко.

    - Верхняя и нижняя клетки по середине.

     

     8-ой слайд

     V.

    Упражнения на закрепление усвоенных навыков

    5.1 Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентировки

    5.2 Дифференциация букв в предложении

    5.3 Развитие фонематических представлений

    5.4 Развитие внимания к написанию

    - Пришло время отправиться в огород и собрать урожай. Для этого отгадайте загадки. Картинки с отгадками я буду размещать на доске, а вы будьте очень внимательны.

    Ты все лето зеленеешь,

    Спрятав ягоды в земле,

    Ближе к осени созреешь -

    Сразу праздник на столе!

    Суп и щи, пюре, окрошка,

    Нам везде нужна...

    Что это за елочки,

    Нет на них иголочек?

    Что за красные шары,

    Но не видно мишуры?

    Так красиво вдоль забора

    Летом спеют...

    Если красный твой стручок -

    Горький, злой ты старичок!

    Если ты зеленый малый,

    Твоя горечь убежала,

    Ты гордишься сочным тельцем,

    То зовешься сладким...

    Словно юбочки на сборке

    Твои листики в оборках,

    А за складочкой - смотри,

    Витаминочки  внутри!

    Каждый будет очень рад

    Съесть зелененький...

    С королевой овощей

    Подружитесь поскорей!

    На столе не будет пусто,

    Если вырастишь...

    Только снег сойдет весной,

    Ты киваешь головой!

    Первой зелени подружка-

    Раскудрявая...

    В огороде хрупкий зонт

    Понемногу вверх растёт.

    Как зовут тебя? «Прокоп», -

    Громко скажет нам...

                                           

     

    - Сколько карточек размещено на доске?

    - Запомните их последовательность, а затем я их сниму.

    - Запишите названия овощей в тетради в том порядке, в котором они были расставлены на доске. Подчеркните в них буквы п и т.

    - А теперь давайте проверим, все ли у вас получилось. Назовите каждый свою последовательность.

    - Назовите овощи, в которых встречались одновременно две буквы.

    - Мы продолжаем знакомиться с обитателями фермы. Прочитайте предложения и назовите пропавшие буквы.

    - Запишите предложения в тетрадь, подчёркивая буквы п и т.

    - Знаете ли вы, как важно не путать п и т, правильно их произносить и писать. Чтобы убедиться в этом, сыграем в «Игру наоборот». Я буду называть слова, а вы заменяйте в них звуки [П] или [Т] друг на друга:

    пруд –

    порт –                                                            

    тачка –

    трава –

    почка –

    испечь –

    топить –

    травить –                                                        

    - На карточках зашифрованы виды работ на приусадебном участке. Запишите словосочетания в тетрадь, вставив в словах пропущенные буквы п и т.

    - Подчеркните вставленные буквы.

    - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей.

    … картошка.

    … помидоры.

    … перцем.

    … салат.

    … капусту.

    … петрушка.

    … укроп.

    - … семь.

    Записывают слова в тетрадь.

    Проверяют.

    - … капуста и петрушка.

    Вставляют пропущенные буквы и записывают предложения.

    У..ка .лавае.. в ..руду.

    Гуся..а следую.. за гусыней на ..ере..онча..ых ла..ах.

    На ..оляне ..асу..ся коровы.

    ..о ..олю скаче.. лошадь.

    У ..елёнка ес..ь рога и ко..ы..а на ногах.

    ..орося..а ..рося.. молока.

    … труд

    … торт

    … пачка

    … права

    … точка

    … истечь

    … попить

    … править

    Выполняют самостоятельно.

    ..одго..овка ..очвы для ..осадки, обрабо..ка учас..ка, удобрение ..очвы, ..осев семян, ..одкормка  ..лодовой куль..уры, ..ересадка рассады, ..олив овощей, уход за рас..ениями, ..рополка грядки, борьба с вреди..елями.

    Взаимопроверка.

     9-14-ый слайды

    VI.

    Подведение итогов 

     - Назовите буквы, которые вы учились различать.

    - Расскажите, чем похожи и чем различаются буквы п - т?

    - Что новое вы усвоили из путешествия по ферме?

    - Сегодня вы были настоящими опытными фермерами. Молодцы!

    - Мы учились различать буквы п и т.

    Отвечают.

     15-й слайд

    Карточка с заданием

                                                   

        Вставьте пропущенные буквы:

    ..одго..овка ..очвы для ..осадки

    обрабо..ка учас..ка

    удобрение ..очвы

    ..осев семян

    ..одкормка  ..лодовой куль..уры

    ..ересадка рассады

    ..олив овощей

    уход за рас..ениями

    ..рополка грядки

    борьба с вреди..елями


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

    Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

    Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...