План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Ольга Николаевна Бердникова

Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_vo_2_klasse_s-z.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЛЕКСИС»

Конспект открытого подгруппового занятия во 2класе

на тему: «Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях».

Составитель:

Бердникова О.Н.

учитель-логопед

Год составления

2012

Тема: Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях.

Цель:

     Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.

Задачи:

  • Закреплять умение определять место звука в слове.
  • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С]-[З].
  • Уточнять и расширять словарь.
  • Развивать у учащихся потребность к правильной и чёткой речи.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, самоконтроля.


Оборудование:
 предметные картинки (коза, коса), предметные картинки со звуками [С]-[З], зеркала, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

За-са-са      Со-зо-зо-со

Со-зо-со      За-за-за-са

Су-зу-су      Зы-зы-сы-сы

Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке –

Ручка, зеркало, тетрадка!

2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1

Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.

        [З]

КО          А

        [С]

Прочитайте, какие слова у меня написаны.

Чем похожи и чем отличаются эти слова?

Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.

Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.

Придумайте предложение со словом «коза».

Придумайте предложение со словом «коса».

А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?

Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много.

Как называются такие слова?

А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах и предложениях, чтобы ошибок в ваших работах по русскому языку было меньше.

2.2 

А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».

Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

(Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы)

А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».

                               

(Разбираем артикуляцию звука)

Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].

А давайте подумаем, чем же они отличаются?

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).

С голосом или без голоса произносим этот звук?

Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.

В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [С].

В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?

Дайте характеристику звуку [З].

Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?

А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.

(А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)

Какой буквой на письме обозначен звук [З]?

Какой буквой на письме обозначен звук [С]?

(Буквы выставляю на доску)

Откройте тетради и подпишите число.

Дифференциация звуков в слогах

А теперь такое задание: я буду говорить различные слоги,а ваша задача выбрать слоги со звуком [З] и записать под букву «З», слоги со звуком [С] - под букву «С».

(За, бу, ду, со, мо, зо, ду, са, ло, ма, сы, зы, ка, ды, ты, зу, лу, су)

Прочитайте слоги в первом столбике.

С каким звуком все эти слоги?

Дайте характеристику звуку [З].

Прочитайте слоги во втором столбике.

С каким звуком все эти слоги?

Дайте характеристику звуку [С].

Дифференциация в словах

Сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался». Работаем устно. Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.

Кто в левом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что над капустой?

Что под зайцем?

Кто слева от санок?

Кто между косой и собакой?

Кто справа от слона?

Что между собакой и стаканом?

Что в левом нижнем углу?

А сейчас запишите слова со звуком [З].

Прочитайте какие слова вы выписали.

Подчеркните букву «З».

В слове «коза» слышу «З», подчёркиваю букву «З» двумя чертами, т.к. это звонкий согласный.

В слове «коса» слышу звук «С», подчеркиваю букву «С» одной чертой, т.к это глухой согласный звук.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Скок-скок, скок–скок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки становись!

На носочки, скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли пятки.

А теперь мы поиграем в игру «Из двух – третье».

Вам нужно соединить слова первого столбика со словами второго столбика, чтобы получились новые слова.

Записать эти слова в тетрадь.

(Дети самостоятельно записывают слова, затем проверяем, подчёркиваем буквы «С» и «З»)

фа      сук

бар     оса

пол     соль

зал      яр

стол    ежи

Дифференциация в предложениях

На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.

ЗАДАНИЕ:

Спиши предложения, вставляя по смыслу слова из справки. Подчеркни буквы «З» и «С».

Зимой стояли сильные … .

Собака оскалила острые … .

Возле беседки … берёза.

Сегодня будет десять … мороза.

Слова для справки: градусов, зубы, стоит, морозы.

(В слове морозы слышу звонкий согласный [З], пишу букву «З», подчёркиваю одной чертой).

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какие два звука мы сегодня учились различать?

Чем они похожи?

Чем они отличаются?

Придумайте слова со звуками [З] и [С].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложениях

Цель: Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложенияхЗадачи:Ø коррекционно-обучающие:1.     совершенствование умения выделять среди множества букв буквы А и О;2....

Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.

Технологическая карта урока в 1 классе....

Заглавная буква М. Упражнения в чтении слов и предложений.

Технологическая карта урока в 1 классе....

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...