Главные вкладки

    План-конспект во 2 классе "Дифференциация [С]-[З] и букв, которые из обознаяают в словах и предложениях"
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

    Ольга Николаевна Бердникова

    Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspet_vo_2_klasse_s-z.docx18.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЛЕКСИС»

    Конспект открытого подгруппового занятия во 2класе

    на тему: «Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях».

    Составитель:

    Бердникова О.Н.

    учитель-логопед

    Год составления

    2012

    Тема: Дифференциация звуков [С]-[З] и букв, которые их обозначают в словах и предложениях.

    Цель:

         Учить различать на слух парные звонкие и глухие согласные звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают.

    Задачи:

    • Закреплять умение определять место звука в слове.
    • Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С]-[З].
    • Уточнять и расширять словарь.
    • Развивать у учащихся потребность к правильной и чёткой речи.
    • Воспитывать чувства взаимопомощи, самоконтроля.


    Оборудование:
     предметные картинки (коза, коса), предметные картинки со звуками [С]-[З], зеркала, карточки с заданиями.

    Ход занятия:

    1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Сядет тот, кто правильно произнесёт слоги:

    За-са-са      Со-зо-зо-со

    Со-зо-со      За-за-за-са

    Су-зу-су      Зы-зы-сы-сы

    Внимание!

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок.

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке –

    Ручка, зеркало, тетрадка!

    2.  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2.1

    Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.

            [З]

    КО          А

            [С]

    Прочитайте, какие слова у меня написаны.

    Чем похожи и чем отличаются эти слова?

    Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.

    Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.

    Придумайте предложение со словом «коза».

    Придумайте предложение со словом «коса».

    А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?

    Какое интересное слово «коса»: слово одно, а значений много.

    Как называются такие слова?

    А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?

    Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах и предложениях, чтобы ошибок в ваших работах по русскому языку было меньше.

    2.2 

    А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».

    Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.

    (Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы)

    А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».

                                   

    (Разбираем артикуляцию звука)

    Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].

    А давайте подумаем, чем же они отличаются?

    Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).

    С голосом или без голоса произносим этот звук?

    Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.

    В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?

    Дайте характеристику звуку [С].

    В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?

    Дайте характеристику звуку [З].

    Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?

    А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.

    (А, В, З, У, К, Ш, С, Д, З, С, С, Л, К, О, З, С)

    Какой буквой на письме обозначен звук [З]?

    Какой буквой на письме обозначен звук [С]?

    (Буквы выставляю на доску)

    Откройте тетради и подпишите число.

    Дифференциация звуков в слогах

    А теперь такое задание: я буду говорить различные слоги,а ваша задача выбрать слоги со звуком [З] и записать под букву «З», слоги со звуком [С] - под букву «С».

    (За, бу, ду, со, мо, зо, ду, са, ло, ма, сы, зы, ка, ды, ты, зу, лу, су)

    Прочитайте слоги в первом столбике.

    С каким звуком все эти слоги?

    Дайте характеристику звуку [З].

    Прочитайте слоги во втором столбике.

    С каким звуком все эти слоги?

    Дайте характеристику звуку [С].

    Дифференциация в словах

    Сейчас поиграем в игру «Кто куда спрятался». Работаем устно. Вы отгадываете слово, определяете звук, место звука в слове.

    Кто в левом верхнем углу?

    Что в правом нижнем углу?

    Что над капустой?

    Что под зайцем?

    Кто слева от санок?

    Кто между косой и собакой?

    Кто справа от слона?

    Что между собакой и стаканом?

    Что в левом нижнем углу?

    А сейчас запишите слова со звуком [З].

    Прочитайте какие слова вы выписали.

    Подчеркните букву «З».

    В слове «коза» слышу «З», подчёркиваю букву «З» двумя чертами, т.к. это звонкий согласный.

    В слове «коса» слышу звук «С», подчеркиваю букву «С» одной чертой, т.к это глухой согласный звук.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Скок-скок, скок–скок,

    Зайка прыгнул на пенёк.

    В барабан он громко бьёт,

    В чехарду играть зовёт.

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочки становись!

    На носочки, скок-скок-скок,

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мёрзли пятки.

    А теперь мы поиграем в игру «Из двух – третье».

    Вам нужно соединить слова первого столбика со словами второго столбика, чтобы получились новые слова.

    Записать эти слова в тетрадь.

    (Дети самостоятельно записывают слова, затем проверяем, подчёркиваем буквы «С» и «З»)

    фа      сук

    бар     оса

    пол     соль

    зал      яр

    стол    ежи

    Дифференциация в предложениях

    На партах у вас лежат карточки. Прочитайте задание.

    ЗАДАНИЕ:

    Спиши предложения, вставляя по смыслу слова из справки. Подчеркни буквы «З» и «С».

    Зимой стояли сильные … .

    Собака оскалила острые … .

    Возле беседки … берёза.

    Сегодня будет десять … мороза.

    Слова для справки: градусов, зубы, стоит, морозы.

    (В слове морозы слышу звонкий согласный [З], пишу букву «З», подчёркиваю одной чертой).

    3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

    Какие два звука мы сегодня учились различать?

    Чем они похожи?

    Чем они отличаются?

    Придумайте слова со звуками [З] и [С].


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

    Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

    Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

    Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

    Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложениях

    Цель: Дифференциация звуков и букв А и О в словах и предложенияхЗадачи:Ø коррекционно-обучающие:1.     совершенствование умения выделять среди множества букв буквы А и О;2....

    Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"

    Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова"....

    Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

    Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне в корне слова"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...