Статья "Особенности организации уроков развития речи в 1 классе"
статья по логопедии (1 класс) на тему

Берняцкая Наталья Юрьевна

Данная статья рекомендована для учителей начальных классов, учителей логопедов, работающик как в условиях массовых школ, так и коррекционных школах V вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности организации уроков развития речи в 1 классе»

Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

 Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок  понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

В 1 – м классе предусматривается переход от пассивного словарного запаса слов в активный. Об уровне понимания обращенной речи можно судить не по выполняемому действию, а по высказыванию детей.

        Задачи данного этапа:

  1. Закрепление и уточнение словаря детей, и систематическое ознакомление с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения;
  2. Формирование навыка правильного словоупотребления;
  3. Активизация словаря, формирование внимания к выбору слова при формулировании мысли.

В 1 – м классе при прохождении тем словарная работа ведется в определенной последовательности: от называния предметов к определению их качеств, к сравнению, установлению между ними простейших связей.

На уроках развития речи в школе V вида дети отрабатывают различные лексические темы. Эти темы дублируются с темами детского сада, а так де вводятся новые темы, такие как: «Здравствуй школа», «Учебные предметы», «В школе», «Оборудование школы». Учащиеся осваивают имена сотрудников школы, названия их профессий, знакомятся с трудом, углубляют свои знания об отношении людей к труду, что сопровождается введением слов, обозначающих качество трудовых действий и отношений. Большое место на уроке отводится работе с наглядным демонстрационным материалом. Например, работая по теме: «В столовой» над глагольным словарем учитель может наглядно продемонстрировать такие глаголы как тереть, резать, разбивать (яйцо). Наблюдая за действиями учителя, проговаривая за ним, а потом и самостоятельно новые слова дети быстрее запоминают и вводят их в речь. На следующих уроках дети при работе с предметными картинками уже испытывают меньше трудностей, при составлении коротких предложений с данными словами.  

К концу 1 – го класса учащиеся должны накопить достаточный для общения лексический материал, включающий в себя: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы. Овладение грамматическим строем речи имеет огромное значение, т.к. правильно оформленная речь понятна собеседнику и выполняется на ряду с функцией общения функцию сообщения.

Школьники овладевают грамматическим строем речи на основе наглядного представления:

  1. Ориентировка на звуковую форму слова;
  2. Установление общей звуковой формы, константной в разных словах;
  3. Соединение этой формы с неким элементом, явлением действительности;
  4. Установлением «жесткой» связи звукокомплекса с данным явлением и, как следствие этого, перенос данного звукокомплекса на все лова для обозначения данного явления.

Алгоритм изучения любой грамматической категории  осуществляется следующим образом: слуховое восприятие – активное использование – дифференциация. Здесь активное использование состоит из нескольких этапов: составление словосочетаний, предложений, текстов. Дифференциация проходит сначала на более простом, а затем на усложненном материале.

Учащихся с общим недоразвитием речи важно научить пользоваться различными конструкциями вопросительных предложений. С этой целью полезно предлагать упражнения на составления вопросов по ходу деятельности детей (например, один ученик совершает действие, другой – задает вопрос, третий - отвечает ). Основная операция, которая отрабатывается  - это реакция учеников на высказывание или вопрос

Вводя новые слова в речь, учитель дает речевой образец использования данного слова.

Например: - Кто это? – Это учительница.

- Где учительница? – Она в классе.

- Что она делает? – Она учит детей.

        При отработке лексических тем на каждых уроках учитель должен отрабатывать диалогическую речь.  Например.

- Дайте, пожалуйста, бананы и сок.

- Вот, пожалуйста, бананы. Какой сок ты хочешь?

- Томатный, один пакет.

Но нельзя сводить развитие диалогической речи только к вопросам и ответам. Надо учить детей ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д. желательно, чтобы реплики учащихся состояли хотя бы из двух фраз: а) реакция на услышанное; б) побуждение собеседника к продолжению беседы.

Здесь можно использовать такие упражнения как:

Инициативные упражнения включают в себя ролевые игры или игры типа «Справочное бюро», « В магазине». Суть задания – оречевление наглядной ситуации.

Ситуативные упражнения – это моделирование учебно – речевых тематических или проблемных ситуаций. Они группируются по способу введения ситуации:

  1. Словесное описание речевой ситуации;
  2. Введение в ситуацию с помощью иллюстративного наглядного материала;
  3. Инсценирование;
  4. Использование естественной, жизненной ситуации на уроке.

Учебная беседа – это упражнения, формирующие умение вести беседу в реальных условиях:

  1. Информировать кого – либо о чём – либо;
  2. Выражать своё отношение к кому – либо, какому – либо событию, чьими – то словами;
  3. Обмениваться мнениями или впечатлениями о чём – либо, о ком – либо;
  4. Поддерживать разговор.

Эти упражнения стимулируют развитие неподготовлено, инициативной речи учащихся посредствам высказывания на определенную тему. Содержание тематических бесед в каждом классе меняется. Сначала беседы строятся на материале, который воспринимают ученики в данный момент или с которым они постоянно сталкиваются, а затем – на фактах, в данный момент не воспринимаемых, на различных событиях, имевших место в прошлом личном опыте.

Работа над разговорной речью (диалогической) проводится в совокупности с формированием монологической речи (описательно - повествовательной). Материал сначала отрабатывается в разговорной речи, а затем вводится в описательно – повествовательную речь. Таким образом, монологическая речь требует владения уже определенным языковым материалом и развития минимального умения самостоятельно высказываться на уровне разговорной речи.

Литература:

  1. И.И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.
  2. Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская «Развитие речи 1 класс», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Москва, издательство «Аркти» 2012 г.
  3. Г.В.Чиркина  Методическое пособие для учителя – логопеда к учебнику «Развитие речи» Москва, издательство «Аркти» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....