Из опыта работы с учащимися-билингвистами
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Современное образовательное пространство школы многонационально  и многоязычно. В школе   у детей-билингвистов  возникает множество проблем обучения,  связанных со слуховыми дифференцировками  и  дисграфическими ошибками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы  с учащимися-билингвистами

(из опыта работы)

Гусева Наталья Николаевна,

      учитель-логопед МБОУ СОШ № 2

        Современное образовательное пространство школы многонационально  и многоязычно.

В МОУ СОШ № 2  традиционно обучается достаточно большое количество  детей двуязычных, для которых русский язык не является родным. Именно поэтому в семье говорят на родном языке -  украинском, таджикском, узбекском, языках народов Кавказа. Дети не могут соотнести предметы, образы, процессы и явления  с   понятиями русского языка.  

           Обучение в школе ведется традиционно на русском  языке, что  затрудняет  восприятие    и представления иноязычного ребенка (билингвиста), тормозит его развитие,   отражается на психическом состоянии и, в целом, на   воспитании личности.

 Диагностика уровня подготовленности детей-билингвистов к изучению русского языка и других предметов учебного плана  школы выявила  около 20%  детей с нарушениями лексико-грамматического строя и  звукового оформления речи,  фонематического восприятия.  Анализ  развития письменной речи  учащихся-билингвистов 1-5-х классов  показал отсутствие умения соотносить звуковой и буквенный состав слова,   нарушения  словесных  форм,  механизмов переноса устных образцов в письменные,  невидение обязательного обозначения мягкости согласных и ряд  других проблем.  В школе   у детей-билингвистов  возникает множество проблем обучения,  связанных со слуховыми дифференцировками  и  дисграфическими ошибками.

В основу диагностики детей  взята  методика И.Н. Садовниковой «Проверка навыков письма», которая включает  анализ  произношения звуков  всех фонетических групп,  предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико- артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому   сходству,   слова со слого-ритмической структурой различной сложности.

Наиболее часто учащиеся-билингвисты имеют  такие  логопедические проблемы, как  обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака, дифференциация гласных а-я, и-ы, у-ю, дифференциация согласных, имеющих акустическое сходство к-г, к-х, с-з, с-ц, ч-ть, ч-ш.

 Работа учителя-логопеда с учащимися-билингвистами  МОУ СОШ № 2  ведется в рамках дополнительных образовательных услуг на основе авторской  коррекционно-логопедической программы: «Коррекция недостатков письменной речи детей-билингвистов». Программа апробирована в практике нашей школы  и дала положительные результаты.

 Коррекционное обучение для двуязычных учащихся  строится с учетом выявленных  специфических ошибок речи  и письма.

Целью данной программы является формирование навыка учащихся дифференцировать звуки речи  близкие по артикуляционным и акустическим признакам.

Для достижения данной цели поставлены  следующие задачи:   развитие слухового и зрительного внимания,  развитие слуховых дифференцировок,   развитие фонематического анализа и синтеза,    уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы.  Большое место занимает игра. Занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом. Проводится  систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия. Дети  учатся звукобуквенному  анализу и синтезу на материале правильно произносимых звуков речи. Развивающие методы обучения обогащают  словарь воспитанников и совершенствуют грамматический строй, что развивает связную речь и   закрепляет навыки чтения и письма.                                                                    

Задания  на доске, на карточках,  в рабочих тетрадях  по развитию связной речи  способствуют развитию высших психических функций (внимание, память, мышление),  обогащают  зрительные представления детей,   развивают  зрительно-двигательную координацию,  стимулируют познавательную  активность,  развивают  мыслительные операции  и  неречевые процессы.   Физминутки связаны с темой занятия и способствуют формированию представлений детей  о процессах деятельности.

Беседы с учащимися и советы  логопеда  улучшают дикцию и устраняют пробелы на письме.

Индивидуальные консультации и практическая помощь учащимся обеспечили  формирование основ правильного    звукопроизношения,  постановку  свистящих звуков и  ведут к их автоматизации.

Организована  совместная домашняя работа с родителями   по коррекции   звуковых нарушений.        В  работе с родителями много трудностей, так им самим тяжело адаптироваться в русскоязычной среде. Для родителей учитель-логопед проводит  беседы и консультации  по проблемам письма и речи,  по расширению словарного запаса русского языка, применяемого в семье,     активному использованию  дома методов логопедической коррекции.

Определенный успех коррекционного обучения во многом обеспечивает  работа родителей  непосредственно на самом логопедическом  занятии.

Контроль  результатов коррекционного обучения отслеживается с помощью самостоятельных работ, устного контроля, написания слуховых диктантов.

        В результате завершения логопедических занятий по теме: «Коррекция недостатков письменной речи» учащиеся усвоили:  термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук,   буква, артикуляция и т.д.; отличительные признаки гласных и согласных звуков;  гласные и согласные звуки;  твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости    согласных на письме;  пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по   звонкости – глухости.

           Учащиеся научились:  узнавать и различать гласные и согласные звуки;  обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на     письме;  использовать гласные буквы II ряда или Ь для обозначения мягкости   согласных на письме;  различать на слух и в  произношении смешиваемые звуки;  проводить фонетический разбор слова и звукобуквенный разбор слогов и слов;   правильно писать слова с гласными II ряда, а также буквами Ь и Ъ; подбирать слова на заданный звук;  сравнивать слова со сходными звуками;  строить звуковые схемы слогов и слов;  составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;  самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием    оппозиционных звуков.

Таким образом, использование системного подхода в обучении, планирование  коррекционной работы по преодолению нарушений письма, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития, приводит к положительной динамике в развитии  языковой подготовке детей-билингвистов, наблюдается  тенденция   уменьшения   количества допущенных  ошибок по смешению букв.

        Коррекционная логопедическая работа с учащимися-билингвистами, организованная  своевременно на 1 ступени образования,    дает положительные результаты. Однако не все проблемы могут быть единовременно устранены,  и поэтому   данная образовательная программа будет  использована  в условиях основной и средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...