развитию пространственных отношений
консультация по логопедии на тему

«Ручку правую вперед…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_prostr_predstavleniy.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРЫ ИГР-ЗАДАНИЙ для родителей

по развитию пространственных отношений

у детей мл. школьного возраста

«Ручку правую вперед…»

Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, часто еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них еще путаются в различении правой и левой стороны тела.

Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста являются одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных дидактических игр и

упражнений, используя различные игровые приемы, считалки и стишки.

Здесь мы предлагаем Вам только некоторые варианты развивающих игр и заданий

по развитию пространственных представлений, которые по желанию можно дополнить или придумать совершенно новые варианты.

Закрепление правой и левой (руки, ноги, стороны)

Если ребенок до сих пор не уверен, где у него правая, левая рука. Необходимо

ежедневно закреплять эти понятия, используя нехитрые вопросы-подсказки в быту.

Например: «Давай поздороваемся, здороваются всегда правой рукой». Или когда ребенок кушает, спросить: «В какой руке у тебя ложка?» «А какой рукой кукла Маша должна кушать?» «В какой руке твой воин держит пистолет?» Если ребенок сел порисовать, спросите, в какой руке он держит карандаш? После ответа ребенка, обязательно закрепляем, проговаривая: «Пишем, рисуем, берем ложку всегда правой рукой. Правая рука – главная, а левая ее помощница» (исключение, если Ваш ребенок леворукий).

Можно выучить с ребенком такое стихотворение:

Это правая рука.

Она послушна и крепка.

Правой – ложку я держу,

Пса на поводке вожу.

Мячик правая кидает,

А левая ей помогает.

Для закрепления придумывайте тысячи вопросов и заданий: дома, на улице, в помещении, пока ребенок не усвоит где правая, а где левая рука.

Игра «Идем на парад» Предложите ребенку помаршировать левой-правой, делая акцент, то на левой ноге, то на правой (выделяя голосом).

Игра «Зарядка». Ребенок выполняет те действия, которые вы попросите:

— Подними, опусти правую или левую руку;

— Закрой, открой правый или левый глаз;

— Покажи правое ухо правой рукой, левое ухо левой рукой и т.д. Постепенно

задания можно усложнять.

Игра на восприятие пространственных отношений между

предметами: посадите в ряд три игрушки, допустим: кота, зайца и медвежонка. Спросите, кто сидит слева, кто - справа, кто - посередине.

Катая машинку на столе, от одной руки к другой

(руки ребенка лежат на столе), спрашивать, куда сейчас едет машина вправо или влево, или использовать карточки.

«Куда едет обезьянка, кошка направо или налево?». Для закрепления

право и лево используйте разные игры, до тех пор, пока ребенок не станет безошибочно ориентироваться относительно себя.

Таким же образом разыгрывайте и закрепляйте пространственные предлоги: на,

над, под, за, перед. Предположим, попросите ребенка положить карандаш перед компьютером, слева или справа от компьютера, на книжку, под книжку, в ящик стола и т.д.

 

«Внимательно рассмотри картинку». Скажи, кто или что находится справа, перед, за, на и под. Мальчик сидит ? домом. Собака спит ? лавкой. Кошка сидит ? лавочке ? от мальчика. Цветок растет ? от мальчика. Забор находится ? домом.

Игра «Кто, где, назови» - формирование умений

ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Задаем ребенку вопросы по картинке: «Кто нарисован в правом верхнем углу листа, в правом нижнем, в левом верхнем, в левом нижнем, посередине листа?».

Обучая ребенка «двигаться» в заданном направлении по клеточкам можно предложить следующее задание:

Помоги девочки добраться до домика.

Нарисуй её путь по клеточкам, начиная от стрелочки:

1 клеточка вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2

влево, 2 вверх. Движение по клеточкам можно варьировать и усложнять.

В заключении:

ВАЖНО, чтобы ребенок хорошо ориентировался в схеме своего тела, в пространстве и на плоскости. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе.

Рекомендации подготовила:

Учитель-дефектолог:

МБОУ СОШ № 10

Юзлиева Л.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по грамматике. Тема "Словосочетания, обозначающие пространственные отношения с предлогом - между".

Эти задания могут быть использованы на уроках русского языка и грамматики в начальных классах школы II вида. Выполняя их дети закрепляют полученные знания. Этот материал можно использовать на разных э...

Технологическая карта урока математики 1 класс по теме: "Пространственные отношения: "слева", "справа", "сверху", "внизу". (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке   в ходе практической работы и наблюдений выявляются умения учащихся ориентироваться в пространстве и соотносить понятия:"слева", "справа", "сверху", "внизу"...

Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.

Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...